Вт, 23 Январь

Обновлено:07:49:22 PM GMT

Премудрость и знание чистое
Вы здесь: Гармония 12 проповедей Радость, Рожденная в Вифлееме

Радость, Рожденная в Вифлееме

"И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях", Евангелие от Луки 2:10-12.

Мы не верим в значение особых дней. И, конечно, мы не верим в установленный церковный праздник под названием "Рождество".
Во-первых, потому, что месса отвратительна нам, на каком бы языке она не произносилась: латинском или английском.
Во-вторых, потому, что в Писании нет ни предписания, ни примера, на основании которого мы должны праздновать день рождения Христа Спасителя. Празднование Рождества - это суеверие, потому что Бог не повелел нам этого делать. Суеверие утвердило дату рождения нашего Спасителя, хотя определить действительный день Его рождения невозможно. В одном из христианских справочников изложены 136 "научных" точек зрения по данному вопросу: разные богословы приводят веские доказательства в пользу разных дат Рождества Христова.

Впервые этот день стали отмечать во второй половине III века. Сначала этот праздник появился в западной церкви, а позже его переняли и в восточной. И коль скоро точная дата рождения неизвестна, суеверие утвердило свой день. И в то же время день празднования смерти Спасителя изменяется из года в год, хотя дату этого события можно установить довольно точно. Разве поддается логическому объяснению суеверное безумие? Вероятно, все объясняется тем, что святые дни необходимо было совместить с языческими праздниками.

Если и можно установить, в какой день Иисус точно не родился, то мы можем быть уверены, что Он не родился 25 декабря. Но раз уж сегодня все наши мысли о Рождестве, то нет ничего плохого в том, чтобы поговорить о рождении Спасителя, о празднике, который не оправдывается, ни осуждается. Более того, мы должны говорить и размышлять о воплощении Господа круглый год, и никакие суеверия не помешают нам говорить об этом событии сегодня. Не считая этот день особым, давайте все же возблагодарим Бога за Его возлюбленного Сына.

Слова, которые мы прочитали, - это проповедь первого благовестника эпохи Евангелия. Проповедником был ангел, и это не случайно, потому что самая великая и самая последняя благая весть тоже будет возвещена ангелом, который протрубит воскресение, и все возрожденные восстанут, чтобы в полноте насладиться радостью. Ключевая тема благой вести, принесенной ангелом, - радость: "...я возвещаю вам великую радость...". Падший человек боится Бога, когда Тот близко, поэтому и пастухами овладел сильный страх. Закон, данный Богом, только усиливал это естественное чувство страха: люди были грешны, а закон пришел в мир, чтобы раскрыть грех, поэтому он заставлял людей трепетать и бояться любого откровения, исходящего от Бога.

Иудеи верили, что если человек увидел нечто сверхъестественное, он должен вскоре умереть. Естественная реакция страха на присутствие Бога усиливалась и законом, и суевериями того времени. Но первые же слова Евангелия покончили с этим, ибо ангельский благовестник сказал: "...не бойтесь; я возвещаю вам великую радость". Отныне человек может без страха в сердце приближаться к своему Создателю, искупленные не должны бояться, когда Бог открывает красоту Своего величия, ведь Он уже для них не судья, восседающий на престоле ужаса, но Отец, приветливо протягивающий руки Своим возлюбленным детям.

Радость, о которой говорил первый проповедник Евангелия, нельзя назвать мнимой, ибо он сказал: "Я возвещаю вам великую радость". Она предназначена сердцу каждого, принимающего ее. Человек подобен ненастроенной арфе: струны его души звучат негармонично, и вся его суть горько плачет. Но Сын Давидов, великий музыкант, пришел вернуть человечеству гармонию, и там, где Его милостивые пальцы, пальцы воплотившегося Бога, касаются струн души, звучит прекрасная мелодия, подобная небесной музыке. Да будет угодно Богу, чтобы все люди ощутили божественную руку на струнах своей души!

Размышляя над словами ангела, мы, во-первых, обратим внимание на радость, о которой сказал ангел. Во-вторых, поговорим о людях, которым дается эта радость. И, наконец, подумаем о знаке рождения радости, знаке ее источника, знаке, который мы должны увидеть вместе с пастухами.

I. Итак, во-первых, радость

Об этом сказал ангел, откуда она исходит и в чем она состоит?

Это великая радость. Земная радость преходяща, земное веселье не проникает глубоко в сердце, но небеса послали нам радость безмерную, радость для бессмертных душ. И ангел ничего не сказал о времени, когда исчезнет эта радость. Поэтому мы можем утверждать, что принесенная им радость - вечная, она будет звучать во все века, ее эхо будет слышно до последнего дня, в который произойдет воскресение. Но и после воскресения из мертвых эта радость не прекратится! Ибо когда Бог послал ангела сказать: "...я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям", тем самым Он провозгласил: "Отныне и вовеки сыны человеческие будут обладать радостью; на земле будет мир, к людям благоволение во веки и веки, до тех пор, пока Бог славен в вышних". О, благословенная мысль! Звезда Вифлеема никогда не зайдет. Иисус, прекраснейший среди десятков тысяч, самый возлюбленный из дорогих сердцу, Иисус - вечная радость.

Радость, принесенная ангелом, немыслима без славы Бога, ибо ангельский хор пропел: "...слава в вышних Богу". И мы можем быть уверены, что эта радость чиста и свята. Другую радость ангел не стал бы возвещать, да, впрочем, иная радость и не радость вовсе. Вино, выдавленное из содомского виноградника, сверкает и пенится, но оно несет в себе горечь, а осадок - смерть. Только грозди из долины Есхол дают настоящее вино царства, веселящее сердце Бога и человека. Святая радость - небесная, а значит, самая возвышенная и прекрасная. Радость, вызванная грехом, - это кратер вулкана, подножие которого находится в охваченном пламенем аду, и все, пьющие его лаву, сходят с ума и сгорают в огне. Таких наслаждений мы не желаем. Лучше быть проклятым, чем наслаждаться грехом.

И благодать начинает с того, что заставляет человека тяготиться грехом. Она же венчает человека полным освобождением от греха, так что он содрогается при одной мысли о грехе. Жить в грехе и страдании - это ад. Человек падает все ниже и ниже, если он находит радость в грехе. Да избавит нас Бог от такого мира и несвятой радости! Рождественская радость, возвещенная ангелом, не только вечна, но и чиста, не только велика, но и свята.

Будем всегда помнить и верить, что христианская вера полна внутренней радости; все ее праздники проходят в ее собственных дворах, и все яства для пиршества произрастают на святой земле. Завтра некоторые люди будут выражать притворную радость, вспоминая о рождении Спасителя, но свою подлинную радость они будут искать не в Нем: им понадобится нечто другое, чтобы остаться довольными праздником. Для того, чтобы повеселиться, им мало радости об Эммануиле. Человек, если бы он не был осведомлен о причинах нынешнего праздника, мог бы подумать, что рождественские празднования - это пир Вакха или Цереры, и ему бы и в голову не пришло, что люди отмечают рождение Бога.

В самом Господе достаточно причин для святой радости, Его рождение - повод для восторга. Я опасаюсь, что многие люди думают, будто во Христе можно найти только серьезное и формальное, а значит, только скучное, мрачное и унылое. Вот они и ищут чего-то за пределами дозволенного Христом, желая ухватить с сатанинских столов лакомства, чтобы украсить ими свое торжество, устроенное якобы в честь Спасителя. Да не будет такого среди вас!

Евангелие не заимствует радость, которую предлагает людям: она цветет в его собственных садах. Пусть наша радость будет водой из священных колодцев, выкопанных Самим Христом; пусть эта радость пребывает в нас, и пусть она будет совершенной. Мы не можем пресытится Христовой радостью, мы можем не бояться насладиться сверх всякой меры, когда пьем вино Его любви. О, как прекрасно погрузиться в чистый поток духовных наслаждений!

А теперь поговорим о том, почему приход Христа в мир - повод для радости. Ответ заключается в следующем.

Во-первых, союз Бога с человеком - это всегда радостное событие, особенно теперь, когда Бог вступил в настолько близкий союз, что даже объединил человеческую природу со Своей божественной, и Бог с человеком соединились в единой непостижимой личности. Грех отдаляет человека от Бога, но Его воплощение - мост через эту пропасть. Это только первый шаг к искуплению, и шаг многообещающий. Отныне всякий раз, когда Бог смотрит на человека, Он вспоминает, что Его Сын тоже был человеком. И, бросая взгляд на грешника, Бог помнит, что его Сын как человек занял место грешных и претерпел за них наказание. Кровная месть между кланами прекращается, если люди противоборствующих семей соединяются брачными узами. Между Богом и людьми война прекращается, потому что Бог породнился с человеком. В этом и заключается причина радости.

Получив весть ангела, пастухи знали, что древние обещания, дававшие надежду и утешение верующим всех времен, теперь исполнены. Древнейшее обещание было дано еще у выхода из Едемского сада первым грешникам человечества: семя жены должно размозжить голову змею. Другое обетование было дано отцу всех верных: в его семени все народы земли должны получить благословение. А затем следовали и другие обещания, данные через пророков и святых разных веков. То, что ангел Господень сообщил пастухам, означало для них исполнение обетования: теперь в полноту времени Бог явил твердость Своего слова, и Мессия, слава Израиля, надежда всего мира, пришел. Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, ибо Господь совершил это, по милости Своей Он посетил Свой народ! Господь исполнил Свои обещания. Время благосклонности к Сиону наступило. Держава отошла от Иуды, но вот идет Примиритель, Посредник завета неожиданно входит в Свой храм!

В ангельской песне были еще более веские причины для радости, ибо наш Господь, рожденный в Вифлееме, пришел как Спаситель. "Ибо ныне родился вам ... Спаситель...". Бог и раньше сходил на землю, но впервые как Спаситель. Вспомните страшное появление трех ангелов в Содоме в сумерках, когда Господь сказал: "Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет". Он пришел, чтобы увидеть человеческий грех, чтобы поднять руку к небесам и низвести испепеляющий огонь и сжечь проклятые города долины. Ужас всему миру, когда Бог так сходит на землю. Если уж Синай задымился, когда провозглашался закон, то и земля растает, когда будут наказываться нарушения закона.

Но теперь Бог пришел не как ангел возмездия, а как милостивый человек, не для того, чтобы следить за нашими грехами, а чтобы покрыть их; не наказать грешника, а простить. Господь мог сойти, объятый страшными молниями, Он мог сойти, подобно Илии, призвав огонь с небес, но Он пришел полный любви, и Его присутствие обещает благодать. Вифлеемский Младенец мог стать еще одним рыдающим пророком или еще одним сыном грома, но Он пришел другим: Он пришел в кротости, отложив и гнев Свой, и славу Свою.

Возрадуйтесь, чувствующие себя потерянными, ваш Спаситель пришел найти и спасти вас. Мужайтесь, заключенные в тюрьмах греха, Он пришел освободить вас. Вы, умирающие от голода, возрадуйтесь тому, что Он приготовил для вас Вифлеем, дом хлеба - Вифлеем в переводе означает дом хлеба. Он пришел стать хлебом жизни для ваших душ. Радуйтесь, грешники, повсеместно, ибо родился Спаситель падших и потерпевших крушение.

Присоединяйтесь к радости, святые, ибо Он охраняет спасенных, защищая их от множества бед, и тех, кого Он хранит, сделает однажды совершенными. Иисус не спасает наполовину. Поддерживая ослабевших и возвращая им силы, Христос делает людей совершенными и представляет спасенных перед Отцовским престолом без пятна и порока. Возрадуйтесь, все народы, да наполнятся ваши дома радостью, ибо Спаситель, могущественно спасающий, рожден среди вас.

Далее Ангел сообщает, что родившийся Спаситель "...есть Христос...". Христос - значит Помазанник. Наш Господь не был самозванцем, сошедшим с небес без необходимых полномочий. Он был избран, посвящен и помазан Богом и мог с полным правом сказать: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня...". Здесь кроется утешение для всех, нуждающихся в Спасителе: это немалое ободрение для них, коль скоро Сам Бог уполномочил Христа спасать грешников. Можно не бояться ссоры между посредником и судьей, деятельность нашего Спасителя не может быть не принята, потому что Бог поручил Христу сделать то, что Он сделал. Сын исполнил волю Отца, спасая грешников. Христос не помазанный, а Помазанный. Все люди Божьи помазаны, и все священники по чину Ааронову были помазаны, но Он - Помазанный. "Помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих". Он так обильно помазан, что, подобно елею на голове Аарона, святое помазание Главы церкви стекает потоками, пока мы, подобные полам Его одежды, не начнем источать драгоценное благоухание.

Он трижды Помазанный: как пророк, проповедующий Евангелие со властью, как священник, совершающий жертвоприношение, как владычествующий царь. В каждой из Своих ипостасей Он превосходит всех прочих пророков, священников и царей, которые жили до Него. В Нем соединились и учитель, и священник, и царь, чего никогда не было прежде и не будет в будущем. Он трижды помазан, как священник по чину Мелхиседека, как пророк, подобный Моисею, и как царь, владычеству которого нет конца. Во Христе прославился Святой Дух, помазавший воплотившегося Бога. Воистину, дорогие братья, если бы мы только поняли и приняли это в свое сердце, наши души возвеселились безмерно в этот воскресный день, зная, что для нас родился Спаситель, помазанный Господом.

"...Который есть Христос Господь...". Слово "Господь", или "Кириос", означает здесь Иегову. В этом не может быть никаких сомнений, потому что в девятом стихе это слово употреблено дважды, и, думаю, нет оснований сомневаться, означает ли оно Иегову: "Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их...". Если этого недостаточно, прочитайте стих 23: "как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу". Слово "Господь" здесь, конечно, означает Иегову, единого Бога, поэтому и в 11 стихе тоже говорится об Иегове.

Наш Спаситель есть Христос, Бог, Иегова. Более четкого свидетельства о Его божественности не может быть, оно бесспорно. И какая радость в этом! Представьте, что нашим спасителем стал бы ангел. Он не смог бы понести груз моих и ваших грехов. И любому другому существу, помимо Бога, окажется не по силам дело нашего спасения. Но когда Бесконечный и Всемогущий берется за наше спасение, тогда мы можем быть уверены, что Его плечи выдержат бремя наших грехов. Громадный труд спасения с легкостью будет совершен таким Работником, ибо все возможно Богу, и Он силен спасти приходящих в Нему через Христа.

Сыны человеческие, давайте рассмотрим причины нашей радости. Бог, сотворивший нас, обиженный нами, сошел с небес и принял человеческое тело, чтобы спасти нас. Он пришел в полноте Своей славы с безграничной милостью, чтобы искупить нас. Разве вас не радует это известие? Неужели ваши сердца не наполнятся благодарностью? Несравненная любовь не вызывает у вас признательности? Если бы не божественный Спаситель, ваша жизнь была бы жалкой и несчастной, а впереди вас ожидали бы нескончаемые муки. Я молю, поклонитесь Богу и доверьтесь Ему. Вы благословите Господа за избавление от грядущего гнева, когда достигнете Христа и найдете спасение в Его имени. Вы превратите ваши песни в гимн благодарения и будете в восторге от священной радости, охватившей вас.

II. Ангел принес радость л ю д я м

Он так и говорит: "...я возвещаю вам великую радость... ныне родился вам..." Радость охватила вначале тех, кто первый услышал эти слова - пастухов. "Вам", - говорит ангел. - "Ибо родился вам". Дорогой друг, осознал ли ты, что Христос родился для тебя? Ибо тебе нет никакой пользы от того, что родился Христос или что Христос умер, если младенец не родился для тебя, если Иисус не истекал кровью за тебя. Личная заинтересованность, вот что важно. "Но я беден", - говорит кто-то. И пастухи были бедны. О, бедные, для вас родился этот непостижимый Младенец! "Спасет сынов убогого и смирит притеснителя". "Но я ничего из себя не представляю и никому не известен", - скажет другой. Сторожа на покрытой ночью равнине тоже не были знамениты. Кто знал о людях, тяжело трудившихся и ночью пасших свой скот? Но вы, неизвестные людям, известны Богу. Разве не для вас родился Младенец? Господь не смотрит на величие или заслуги человека, Он принимает смиренных.

Не говорите, что вы мало образованы, что вы мало можете понять. Христос родился для всех, и неграмотность пастухов не помешала им принять Его. Пусть то же самое произойдет и с вами: примите с радостью простую истину об Иисусе. Бог возвысил и избрал Его из народа. Я проповедую вам не Христа-аристократа, а Спасителя, друга мытарей и грешников. Иисус - настоящий друг бедного, Он "завет для народа", Исаия 42:6. Бог поставил Его "вождем и наставником народам", Исаия 55:4.

Вам, каждому из вас, дан Иисус. О, если бы каждый мог в глубине сердца искренно сказать, что Иисус родился для него! Если я истинно верую в Иисуса, то для меня родился Христос, и я могу быть в этом уверен так, словно ангел сам объявил мне об этом. Писание говорит, что если я верю в Иисуса, то Он - мой.

Вы помните, что после того, как ангел сказал "вам", он добавил "которая будет всем людям". Но перевод не точен, потому что по-гречески здесь написано "которая будет всему народу". И это, конечно, относится к еврейскому народу, в этом нет никаких сомнений. Если кто-нибудь изучит исходный греческий текст, он обнаружит, что здесь нет такого широкого, всеохватывающего выражения, которое дано переводчиками. Правильный перевод - "которая будет всему народу".

Несколько слов о евреях. Как долго и как греховно христианская церковь презирала самый достойный народ! С каким варварством так называемая церковь обращалась с Израилем! В Риме в еврейском гетто можно услышать о жестокости, с какой папство унижало иудеев вплоть до последнего времени. И сейчас там стоит церковь, построенная прямо у входа в еврейские кварталы, в которую несчастных евреев временами загоняли силой. Этой церкви они должны были жертвовать, и заметьте, люди, поклоняющиеся единому невидимому Богу, должны были жертвовать для поддержания системы, покрытой язвами идолопоклонства в такой же мере, как и хананеи, ненавистные Господу. Язычество деградировало не больше, чем католицизм. И над входом в ту церковь на иврите написаны такие слова: "Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному".

Как таким оскорблением они надеялись обратить иудеев? Еврей видел везде ненавистных ему идолов и отвергал имя Христа, потому что оно крепко было связано в его представлении с идолопоклонством. И неудивительно! Можно уважать иудея, который не мог отказаться от своего простого теизма и поклонения истинному Богу и не променял свою веру на такое гнусное и низкое суеверие, которое предлагал Рим. Вместо того, чтобы удивляться неверию еврея-нехристианина, нужно отдать ему должное за твердость веры, с которой он противостоял натиску язычества. Больше мужества в том человеке, который верит в единого Бога или даже честно сомневается в религии, чем в том, который поклоняется множеству богов и богинь, придуманных папством, и почитает сгнившие кости и погребальные одежды.

Пусть церковь с любовью думает о евреях и с уважительной настойчивостью несет им Евангелие, пусть она отбросит все суеверия и расскажет им о едином милостивом Боге, о божественном единстве Троицы. И тогда придет день, когда евреи, бывшие первыми апостолами среди язычников и первыми миссионерами, принесшими нам, далеким от Бога, свет, снова будут собраны. И пока этого не произошло, церковь не обретет полноты своей славы. Несравненные благословения для всего мира кроются в возрождении Израиля, его обновление будет возвращением к жизни после смерти. Иисус Спаситель - это радость для всего мира, но не станем лишать избранный народ особого удела в каждом обещании, данном ему в Писании. Беды, вызванные грехами евреев, обрушились на них всей своей тяжестью, но пусть все же величайшие благословения изольются на этот народ.

Приход Христа - это радость для всех людей. Этот так, ибо в четырнадцатом стихе сказано: "...на земле мир...", а земля - это большая, почти не ограниченная территория. Кроме того, там есть и такие слова: "к людям благоволение", не к евреям, а к "людям" - всем людям. Поэтому нет сомнений в том, что приход Христа принес радость самым разным людям. В известной мере он принес радость даже нехристианам. Христос не дает им полного истинного благословения, но Его учение оказывает на них благотворное влияние и приносит с собой такое добро, которое они способны воспринять. Проповедь Евангелия - это всегда и в любом месте благословение для народа.

Обратите внимание на следующий факт: ни в одной стране под солнцем тиран долго не удержится у власти, если в этой стране читается Библия и провозглашается Евангелие. И не важно, кто он, этот тиран, - царь или папа: если кафедры служат местом проповеди распятого Христа, если Библия доступна для чтения всем людям, то ни один тиран не сможет спокойно властвовать. Англия обязана своей свободой Библии, а Франция не будет по-настоящему свободна до тех пор, пока она не научится почитать Евангелие, которое так долго отвергала.

Все люди могут радоваться там, куда пришел Христос. Вера в Иисуса заставляет людей думать, а думающий человек всегда представляет опасность для деспота. Вера в Иисуса Христа освобождает человека от суеверий: верующему в Иисуса нет дела до папского отлучения и отпущения грехов священником. Человек перестает раболепствовать и пресмыкаться, он больше не позволит держать себя в узде идолопоклонства. Научившись думать самостоятельно, возмужав, он презирает страхи, которые держали его раньше в рабстве. Стало быть, везде, куда бы ни приходил Иисус, люди, даже не принимающие Его как Спасителя и лишающие себя полноты радости, получают определенные благословения.

Проповедь Евангелия везде побуждает людей к действию, тем самым принося благословение для всего человечества. Если люди приняли Христа, угнетения больше не будет: истинный христианин поступает с другими так, как он хотел, чтобы поступали с ним. Поэтому классовая борьба прекращается, богатые не наживаются за счет бедных. Рабство должно пасть там, где правит христианство, и, поверьте, если католицизм будет уничтожен и народами завладеет чистое христианство, тогда даже войны прекратятся; ибо Библия осуждает войны и называет их величайшим преступлением. Вложите ваши мечи в ножны, ибо сказано: "Не убивай". В этой заповеди сказано не о том, что убить одного человека - грех, а убить миллионы - подвиг: грехом является и однократное, и широкомасштабное убийство. При правлении Христа люди сломают луки и копья и сожгут колесницы. Рождение Христа, Князя мира, Царя, правящего в правде, - это радость для всех народов.

Наибольшей радостью обладают те, кто знает Христа как Спасителя. Для нас действительно родился Младенец, если мы можем сказать, что Он наш Спаситель, Который есть Христос Господь. Позвольте мне задать каждому из вас несколько вопросов личного характера. Прощены ли вам грехи ради Его имени? Сокрушена ли голова змея в вашей душе? Правит ли семя жены с освящающей силой в вашем сердце? Если на все эти вопросы вы можете ответить утвердительно, тогда вы обладаете радостью, данной всем людям, в высшей мере.

Дорогой брат, дорогая сестра, чем больше вы подчиняетесь Христу Господу, чем лучше вы Его познаете и уподобляетесь Ему, тем более полным становится ваше счастье. Радость достается и тем, рядом с кем проповедуется благая весть. Но глубина, неизмеримая глубина величественной радости, сияющей восторгом и сверкающей наслаждением, доступны лишь знающим Спасителя, подчиняющимся Помазанному и общающимся с самим Господом. Самый счастливый человек - это человек более всего уподобившийся Христу.

Как жаль, что не все христиане по-настоящему христиане до конца: они не только христиане, но еще кто-то. Было бы намного лучше, если бы они полностью были христианами. Вероятно, вам известна легенда о Св. Августине, которая, возможно, была настоящей историей его пробуждения. Ему приснилось, что он умер и стоит перед воротами рая, и привратник спрашивает его: "Кто вы?" Августин говорит: "Christianus sum, (я христианин)". В ответ он слышит: "Нет, вы не христианин, вы последователь Цицерона, ибо все ваши мысли и труды посвящены работам Цицерона и прочих классиков, и вы пренебрегаете учением Иисуса. Мы судим о людях по тому, чем заняты их мысли более всего, и поэтому вы последователь Цицерона, а не Христа". Когда Августин проснулся, он отложил в сторону греческих классиков, которых изучал, стремясь овладеть их красноречием, и сказал: "Я буду христианином и богословом". И с того времени он посвятил свои размышления Слову Божьему, а свое перо и уста - наставлению людей в истине. Да не будет о ком-то из вас сказано: "Возможно, в какой-то мере он и христианин, но гораздо больше он похож на любящего деньги предпринимателя".

Вы никогда не познаете полноту Христовой радости, наполняющую душу, пока силой Святого Духа ваш Господь не станет для вас всем во всем, пока Он не будет для вас источником прекраснейшего наслаждения. "Он мой Спаситель, Христос, Господь", - этим громче всего хвалитесь. Тогда вы познаете радость, которую предсказали в своей песне ангелы.

III. Знак

Пастухи не просили знамений, но по Божьей милости они его получили. Иногда греховно просить в качестве знака то, что Бог может дать для помощи в вере. Упрямому неверию не дастся знамения, но даже слабая вера получит милостивую поддержку. Что же явилось знаком того, что радость пришла в мир?

Пастухи должны были пойти увидеть Христа в яслях, и это был знак. Поэтому все обстоятельства, при которых они нашли Христа, важны. Младенец был найден лежащим в пеленах. Посмотрите на любого младенца, и вы не увидите в Нем земной силы и власти. Обратите внимание на две крохотные ручки ребенка, которого носят на руках. Увы, народы земли ищут радости в военной силе.

Радость народа не может заключаться в горе соседа. Убийство - это не путь благоденствия, мощное вооружение - это проклятие для народа и его соседей. Радость народа - это золотой песок, за который не проливалась кровь. А его можно найти лишь в той реке, чьи потоки веселят град Божий. Слабость покорной кротости есть истинная сила. Иисус основывает Свою вечную империю не на силе, а на любви. В этом народы должны увидеть надежду; милостивый князь-миротворец, чья слава есть самопожертвование, - наш истинный благодетель.

Но посмотрите вновь на новорожденного Младенца, который лежит в яслях, и вас не ослепит пышность и великолепие. Завернут ли ребенок в пурпур и шелк? Нет. Спит ли Он в кроватке из золота? Ясли Его убежище. На голове Младенца нет венца, диадема не украшает лоб Его матери. Простая девушка из Галилеи, ребенок, завернутый в обычные пеленки - и больше ничего.

Увы, народы ослеплены пустым блеском. Пышность империй и королевский маскарад восхищают их. Но как можно восхищаться роскошными дворами, в которых слишком часто дорогая одежда, украшения и чины занимают место добродетели, чистоты и правды. Когда народы выйдут из детского возраста? Когда перестанут восхищаться военными маршами и восторгаться непозволительной роскошью, которая тяжелым бременем налогов ложится на них? Это не делает нации чести и не приносит ей радости. Тщетны усилия людей найти радость в пышности и великолепии, потому что радость сокрыта в истине праведности, ее подлинным символом является этот новорожденный князь в одежде крестьянского сына.

В Вифлееме нельзя было увидеть также и богатства. Здесь, на нашем тихом острове, множество людей спокойно сколачивают себе состояния торговлей и производством. Мы разумный народ, не надеемся на случай и не попадаем в плен к мечтам о славе.

Маммона - улыбающееся божество, не так ли? Но здесь, в колыбели мировой надежды, в Вифлееме, бедность, а не богатство, нет золотого блеска и серебряных украшений. Мы видим только нищего ребенка, настолько нищего, настолько ужасно нищего, что Он лежит в хлеву, а Его мать - жена плотника, не державшая в руках ни жемчуга, ни шелка. Не в золоте, дорогая душа, твоя радость, но в Евангелии, доступном всем классам, в Евангелии, открыто проповедуемом и радостно принимаемом. Иисус, вознося людей к духовному богатству, искупает их из цепей Маммоны, и эта свобода дает радость.

Некоторые почему-то утверждают, что при появлении ангела, а затем воинства небесного, засиял такой свет, который превратил ночь в полдень. Все это выдумки. Не было ничего, кроме конюшни, соломы для животных, самих животных, и ребенка, завернутого самым простым и обычным образом в пеленки. Херувимы были невидимы, нимбы ни над кем не светились. Рядом с рождением этой радости не было и тени суеверия: этот бес не осмелился вторгаться со своим обманом и устраивать спектакль. Понятное Евангелие, простое Евангелие, такое же простое, как тот ребенок, завернутый в обычную одежду - это единственная надежда для людей. Будьте разумны и веруйте во Христа, ненавидьте все обманы Рима и выдумки тех, кто подражает его отвратительным ритуалам.

Божье деяние было возвышенно простым. Нет радости для мира в философии. Вам нечем было бы озадачить ученых в Вифлееме, если бы вы захотели это сделать: просто в яслях лежал младенец, и женщина-еврейка смотрела на Него, заботилась о Нем, а возле нее стоял плотник, ее муж.

Конечно, мудрецы посетили это место, но лишь для того, чтобы принести дары и поклониться. И если бы все мудрецы обладали такой мудростью! Увы, человеческая мудрость дискутирует в хлеву, и логика похоронила смысл в своих высокомудрых аргументах. Но это все дело рук человеческих, Божье деяние было возвышенно простым. "Слово стало плотью", чтобы жить среди нас - тайна для веры, но не мяч для игры разума. Это загадочная, и в тоже время величайшая простота, когда-либо услышанная человеческим ухом и увиденная глазом смертного.

И таково Евангелие, проповедуя которое апостол сказал: "Мы возвестили вам... пришествие Господа... не хитросплетенным басням следуя". Запутанные теории вводят в заблуждение глупцов, от них нет практической пользы, они не могут утешить детей труда и порадовать дочерей печали. В простом Христе и в простой вере во Христа есть глубокий и постоянный мир. В простом Евангелии бедного человека есть неописуемая радость и невыразимое блаженство, о которых тысячи могут поведать, рассказать с уверенностью, ибо они говорят о том, что знают, о том, что видели своим глазами.

Желающие познать единственно истинный мир и вечную радость. Придите к вифлеемскому Младенцу, ставшему в зрелые годы мужем скорбей, закончившему жизнь искупительной жертвой за грешников.
Придите вы, маленькие мальчики и девочки, придите, ибо Он тоже был мальчиком. Святое дитя - Спаситель детей, и это Он говорит: "Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им".
Придите к нему, девушки, в утреннюю пору своей красоты, и, подобно Марии, возрадуйтесь в Боге вашем Спасителе. Дева носила Его у своей груди, так и вы откройте для Него свое сердце, и скажите: "Младенец родился нам - Сын дан нам".
И вы, мужи в расцвете сил, вспомните, как Иосиф заботился о Нем, и воспитывал Его в детские годы. Будьте и вы для Его дела отцом и помощником, освятите свою силу для служения Ему.
И вы, женщины в летах, матери и вдовы, придите, подобно Анне, и благословите Господа за то, что вы видели спасение Израиля.
И вы, седовласые, готовые, как Симеон, отойти, придите и вы и возьмите ребенка на руки, восхищаясь Им как своим Спасителем.
Вы, пастухи, вы, простодушные, проливающие пот за кусок хлеба, придите и поклонитесь Спасителю.
И не оставайтесь в стороне, мудрые, знающие истину по опыту жизни и проникающие мыслью в глубокие тайны, придите, и, подобно восточным мудрецам, низко поклонитесь Ему, и пусть это будет для вас честью - почтить Христа Господа.

Бог в образе ребенка - полнота моей надежды. Ему я доверяюсь во всем. Я видел мировую веру в ее очаге и мое сердце наполнилось болью; я вернулся проповедовать с Божьей помощью и с еще большим дерзновением Евангелие, простое Евангелие Сына Человеческого. Иисус Господь, Ты мой навеки! И пусть все в этом доме по богатству Твоей благодати придут к тому же, и пусть они все будут принадлежать Тебе, великий Сын Божий, в день Твоего явления ради Твоей любви.
Аминь. Утро, 24 декабря 1871 г.

12 проповедей о Рождестве                                                                     Чарльз Сперджен

Каждую неделю печаталась одна из его проповедей Впоследствии  они были собраны в 63 увесистых тома, это собрание названо "2000 бессмертных проповедей".
Просмотров: 36
0