Чт, 25 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Семья Подростки Называться полиглотом
 
Сегодня дети - завтра народ Василий Сухомлинский
Для этого надо быть внимательным и прилежным. Нет ничего смешнее, чем когда человека называют благородным именем, а люди вокруг знают, что он этого не заслужил.

Вслед за поступками, которые заслуживают того, чтобы о них написать, ничто не приносит человеку столько чести и не доставляет ему столько удовольствия, как писать то, что заслуживает прочтения.

О внимании и прилежании

Человек, который неспособен овладеть своим вниманием и направить его на нужный предмет, изгнав на это время все остальные мысли, или который просто не дает себе труда об этом позаботиться, негоден ни для дела, ни для удовольствия.

Поверхностные знания не доставляют ни удовлетворения, ни чести, но зато часто приносят бесчестие или просто ставят нас в смешное положение.

Поэтому следует накопить значительный запас знаний; пусть даже и не удастся применить большую часть их в годы молодости, однако настанет время, когда они понадобятся, чтобы поддержать.

Знание людей приобретается только среди людей, а не в тиши кабинета. Его нельзя почерпнуть из одних лишь книг, но книги многое подскажут, когда наблюдать жизнь, и без них многое не увидишь. А когда сопоставить собственные наблюдения над людьми с вычитанным из книг, будет легче доискаться до истины.

Для того чтобы узнать людей, необходимо не меньше внимания и усердия, чем для того, чтобы узнать книги, и, может быть, больше тонкости и проницательности. не просто смотреть на людей, а внимательно в них всматриваться. Почти в каждом человеке с самого рождения заложены в какой-то степени все страсти, и вместе с тем у каждого человека преобладает какая-то одна, которой подчиняются все остальные. Ищи в каждом человеке эту главенствующую над всем страсть, загляни в самые сокровенные уголки его сердца и понаблюдай за тем, как по-разному ведет себя одна и та же страсть в разных людях. А когда ты разгадал в каком-нибудь человеке эту главную страсть,  помни, что никогда не следует доверять ему в том, что так или иначе эту страсть задевает. Умей использовать ее для того, чтобы на него повлиять, только будь настороже и помни о ней всегда, какими бы заверениями этот человек тебя ни обольщал.

Таланты

Большие таланты и большие добродетели вызовут к тебе уважение, и люди будут восхищаться тобою, тогда как талантами второстепенными, ты стяжаешь любовь их и привязанность. Первые же, если вторые их не украсят, вырвут похвалу, но одновременно возбудят зависть и страх - два чувства, совершенно несовместимых с привязанностью и любовью.

Люди будут восхищаться знаниями ученого, храбростью героя и добродетелью стоика, но, если знания сопровождаются высокомерием, храбрость - жестокостью, а добродетель - непреклонной суровостью, человека никогда не будут любить.

Все мы так устроены, что сердце наше, иначе говоря - наши чувства, обманывает наш разум. И самый надежный путь к нему - именно через наши чувства. Оскорбительная учтивость гордеца, например, еще неприятнее, чем сама грубость. Манерой своей он дает почувствовать, что это только снисхождение к вам и что только по доброте своей он уделяет вам внимание, на которое, вообще-то говоря, вы не имеете ни малейшего права. Он выказывает вам не дружбу, а покровительство тем, что удостаивает вас только кивком головы, и в большей степени изъявляет свое согласие на то, чтобы вы вместе с ним сидели, гуляли, ели или пили, нежели приглашает вас все это делать.

Скупая щедрость человека, гордого своим кошельком, облегчая порою участь попавшего в беду, одновременно его оскорбляет. Благодетель ваш старается дать вам почувствовать ваши собственные страдания и разницу своего положения с вашим, причем он дает вам понять, что то и другое оправданно и что ваше - следствие безрассудства, а он заслужил свое мудростью.

Высокомерный педант не сообщает свои знания, а только провозглашает их: он не дает, а как бы налагает их на вас в виде наказания и хочет показать вам не столько свою ученость, сколько ваше собственное невежество. Такое обращение оскорбляет и возмущает ту толику гордости и тщеславия, которая есть в сердце каждого, и как бы перечеркивает нашу признательность за оказанное нам одолжение, напоминая о мотивах его и о той манере, в которой оно было нам преподнесено.

Но также есть то, что можно назвать второстепенными талантами или умениями, которые очень нужны для того, чтобы украсить большие и проложить им путь, тем более что все люди могут судить о них. Каждый человек чувствителен к располагающему обращению, приятной манере говорить и непринужденной учтивости; а все эти качества готовят почву для того, чтобы были благосклонно встречены достоинства более высокие.

По книге "Письма к сыну", автор Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд
Просмотров: 1411