Пт, 19 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Познание Библия Самсон - судья-герой
Самсон – двенадцатый судья ветхозаветного Израиля, самый интересный, самый необузданный, самый неуправляемый и неразборчивый в средствах герой.

Обладая огромной силой, красавец Самсон с чудными длинными волосами  больше похож на забияку, чем на Солнце, с которым его сравнивают из-за длинных волос, как лучи расходящимися от его головы. Самсона  все время тянет на "подвиги" и любовные похождения.

Он не стоял во главе войска израильского, как Иеффай, или Гедеон, или Девора. Он не поднимал восстания против врагов своих, не думал об освобождении своего народа и меньше всего был движим патриотическими чувствами, размахивая налево и направо ослиной челюстью, поражая врагов.

Самсон, с точки зрения простого человека, всего лишь мститель за зло, причиняемое лично ему, его жене или его тестю. За это Самсона называют не только солнечным, но и сравнивают со змеёй, живущей одиноко, сила которой -  в ее голове. Змея, жаля врага, убивает его, но и сама умирает.

Самсон такой же  одинокий герой.  История его подвигов – внешне похожа на историю авантюриста, действующего в порывах страсти и эмоций, не умеющего владеть собой, стремящегося только к одному – удовлетворению своих капризов и  страстей.

Это так, если судить с нашей, человеческой, точки зрения, но Божий суд - не человеческий. У Него свои планы на каждого. Мы предполагаем, а Господь располагает. Несмотря на все недостатки, сила Самсона и его храбрость убеждают народ гораздо сильнее, чем благоразумие многих, и народ избирает его своим судьей на целых двадцать лет.

История Самсона  – это повесть о том, как Бог из трупа творит мед, как из сумасбродных и немотивированных поступков творится добро. Самсон – всего лишь орудие Бога в борьбе с врагами, меньше всего подозревающий о том, зачем он на самом деле выбирает себе в жены женщину из другого народа, из которого брать жен категорически запрещается, или зачем загадывает друзьям на свадебном пире заведомо не отгадываемую загадку….

Зачем? Знает только Бог, так же, как только Бог и Сатана знали о споре,  возникшем между ними из-за благочестивого Иова, на душу которого поставил Бог, а Сатана, с позволения Всевышнего, посылает на него  все мыслимые и немыслимые страдания, чтобы испытать его веру.

Самсон – пример того, как человек, даже мертвый, способен воскреснуть и из смерти сотворить подвиг. Бог всегда начинает со смерти, потому что, чтобы жить, надо умереть.  История с Самсоном случилась спустя двадцать пять лет после трагической истории Иеффая и его дочери. За четверть века, что прошли после Иеффая, сменилось трое судей, которые ничем примечательным  себя не проявили, разве что обилием детей и внуков. Библия открывает следующую страницу. В ней рассказывается о судье, вызванном из небытия по воле Божией для отмщения филистимлянам, завоевавшим Израиль на самый долгий срок – сорок лет.

История этого героя – иносказательный рассказ о самом народе израильском, который периодически впадал в язычество и соблазны, изменял своей вере, ограничиваясь только соблюдением обрядов и предписаний. Это еще и предсказание о будущем народа Израиля:  как его завоюют и как последнему царю, как  и Самсону, выкалят глаза и отведут в плен. Но кто же думает, что его жизнь закончится трагически. Большинство полагает, что это может случиться с кем угодно, только не с ними.

История  Самсона начинается с того, что однажды к жене, которая была бездетной,  является Ангел и  сообщает, что она забеременеет и родит сына, который начнет спасать народ свой от врага – филистимлян. Но есть одно условие – он должен быть назореем от чрева матери своей, т.е. не пить и не есть ничего от виноградной лозы и чтобы его волос не касалась бритва. И она сама должна не есть и не пить ничего от виноградной лозы и ничего нечистого.

Назорейство – род обета посвящения себя Богу, но здесь назорейство впервые исходит  от Ангела, а не от самого человека, как это было принято, и помимо его воли. И даже не от отца, который мог на него наложить такой обет. Это означало одно: за Самсона уже все решено и все, что он  будет потом делать – будет от Бога.

Жена  рассказала мужу о явлении ей человека Божия, утаив, что муж Божий – это Ангел, что по Его слову ребенок будет назореем, что и она должна себя вести соответствующим образом. Она  не сказала, что Ангел назвал ее бесплодной и что обещанный сын спасет народ Израиля от филистимлян, боясь что ее услышат и ребенка умертвят.

Словом, как обычно: слышат одно, а передают только то, что считают нужным передать. Муж не поверил, решив, что к ней приходил просто мужчина и стал молиться, чтобы Бог сказал, что делать с ребенком, если он у них родится. Ведь жена ничего не сказала о нем.

Было вторичное явление Ангела, и снова только жене, но в этот раз жена побежала за мужем и  Ангел сообщил мужу, что все, что нужно, он уже сказал  жене: и как надо себя вести, и что делать с ребенком. А если ему непонятно, то может спросить у сведущих. Ангел подчеркивал неграмотность мужа. Но назорейство действительно в данном случае было делом невиданным.

Муж был страшно напуган: и явлением Ангела, и Его исчезновением в дыму огня жертвенника, и всем, что произошло.  В этом рассказе-прелюдии  подчеркивается, что Бог избирает только достойных исполнить Его волю.

И родила она сына, и назвала его Самсон, и Дух геройства стал на него нисходить в те моменты жизни, когда Бог это считал нужным. Дальше все поступки Самсона были непонятными ни его родителям, ни его окружению, ни даже ему самому, потому что все они имели скрытый смысл. Они должны были приводить к мести филистимлянам, т.е. быть провокациями, но это было тайной для всех.

Первая провокация и первый акт мести, в котором погибло тридцать человек, была связана с  женитьбой Самсона. Ему понравилась очень красивая девушка из филистимлян, и он стал уговаривать родителей пойти в деревню и посватать ее за него. Никакие уговоры, что она была не из их народа, не помогли. Родители согласились и все трое отправились к будущей невесте.

Дорога шла через виноградник.  Самсону, как назорею, нельзя было туда ходить, и он пошел вкруговую, а родители - напрямую, через виноградник. По дороге ему  выбежал навстречу молодой лев. В этот момент на него снизошел Дух Божий и он разорвал льва как козленка, бросив его тело в кусты. Но родителям об этом ничего не сказал.

Родители девушки соглашаются выдать ее замуж за Самсона, и они возвращаются той же дорогой. Самсон видит, что во чреве разорванного им льва пчелы уже свили гнездо и там появился мед. Самсон набрал меда и отнес его родителям, но не сказал, откуда мед. Впервые из трупа Бог творит мед.

На свадьбе Самсон решил загадать своим тридцати «брачным друзьям» не разгадываемую загадку о льве и мёде: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Если отгадают, то каждому подарит по рубашке и перемене одежды. Но прошло семь дней пира, а загадка не отгадана.

Тогда друзья приступают к жене Самсона, чтобы она любовью и лаской выведала у него разгадку, что и случилось. Через семь дней друзья дают разгадку Самсону, который понимает, откуда они ее знают. Тогда совершается первый акт мести: он убивает тридцать филистимлян и отдает их одежду «брачным друзьям», сам удаляясь в ярости от жены в свой дом.

Немного остыв, он решает навестить свою жену, но узнает, что ее отец уже отдал свою дочь в жены одному из «друзей» и не пустил Самсона к ней на порог. Самсон совершает вторую месть: он ловит триста лисиц,  связывает их по двое хвостами, а между хвостами зажигает факелы. Лисицы бегут в  поле и сжигают весь урожай филистимлян.

В ответ на это враги сжигают жену Самсона и его тестя, нападают на Иудею и требуют выдачи Самсона. Весь иудейский народ просит его сдаться врагу, иначе пострадает народ, его разграбят и убьют. Самсон соглашается ради спасения своего народа, чтобы его связали крепкими веревками и выдали врагу. Но как только он предстал перед филистимлянами, Дух опять снизошел на него, и  с легкостью Самсон разорвал веревки. Схватив лежащую рядом челюсть осла, он стал размахивать ею, избивая врагов. И погибло в той битве не менее тысячи человек. Это был третий подвиг Самсона, после которого народ избирает его в судьи.

Но сластолюбивый Самсон вновь заглядывается на красавиц и блудниц из филистимлянского рода. Однажды ему удалось избежать смерти, сняв городские ворота вместе с косяками и бежав с нею на гору. Но все-таки смерть его настигла. Виной тому опять стала женщина - красавица Далила, которую Самсон полюбил и всячески ей угождал.

Далилу подкупили, пообещав ей много золота в обмен на то, что она выведает у Самсона, в чем его сила. Трижды приступала Далила к Самсону, чтобы выведать у него эту разгадку, но трижды он ее обманывал. Наконец, его сердце смягчилось, он не смог больше терпеть ее упреков и рассказал то, о чем никто не должен был знать.

Рассказал, что он назрей, что сила его в волосах, которые он не стриг никогда и что если их отрезать, то и сила уйдет от него вместе с ними. Так и случилось. Далила рассказала об этом своим сородичам, усыпила Самсона и во сне его волосы были обрезаны. Когда на клич Далилы, что идут филистимляне, Самсон проснулся, то обнаружил, что волосы его обрезаны, а вместе с ними от него ушла и его сила. Его схватили, выкололи глаза и отправили, как быка, крутить жернов. Ошиблись филистимляне в одном: его волосы, отрастая, снова возвращают ему его силу. Решив над ним посмеяться, филистимляне привели слепого Самсона на пир. А собралось под сводами крыши, подпиравшейся столбами, несколько тысяч знати и князей.

Пришла пора последней мести и последнего подвига Самсона. Он попросил подвести мальчика-поводыря к столбам, чтобы опереться на них. И воззвал Самсон к Богу: "Господи Боже! Вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! Чтобы мне в один раз отомстить филистимлянам за два глаза мои". Дух Божий снова снизошел на него, и, подойдя к столбам, раздвинул он их руками, опершись в одну правою, а в другую - левою рукою и сказал: "Умри, душа моя, с филистимлянами!"

Крыша рухнула и  под ней погибло филистимлян больше, чем он умертвил их при своей жизни. Тогда пришли его родственники, взяли тело его и погребли в одной гробнице с отцом.

Самсон, будучи полностью в руках Божиих, не принадлежал себе, хотя и думал, что принадлежит. Поэтому его смерть не может считаться суицидом: он действовал не по своей воле. Некоторые могли бы его  назвать зомби, и в этом будет своя правда.

Тина Гай
Источник: sotvori-sebia-sam.ru
Просмотров: 1781