Пт, 19 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Гармония Общество Предназначение жизни
Человеческий организм — целеустремленная система, заставляющая людей осуществлять свое предназначение. Но у каждого на этом пути немало разного рода препятствий. Что помогает человеку реализоваться в полной мере и что мешает этому? Попробуем разобраться.

Первейшим признаком живого организма является его способность к продлению рода. Все другие свойства и признаки любого живого существа — всего лишь средства, обеспечивающие решение данной задачи. О справедливости этого положения убедительно свидетельствует тот факт, что у большинства видов живых существ продолжительность жизни лишь незначительно превышает репродуктивный возраст. Как только особь утрачивает способность к продолжению рода, ее общая жизнеспособность резко падает. Это особенно очевидно на примере тихоокеанского лосося и других рыб, у которых нерест происходит раз в жизни: вскоре после него производители гибнут.

Так ли это у Homo sapiens? Казалось бы, не так. Но здесь надо принять в расчет, что в отличие от лосося воспроизводство человека отнюдь не завершается деторождением, ведь человек — существо не только биологическое, но культурное и социальное. Вне культуры, вне общества человек маложизнеспособен. Так что у людей продление рода предполагает еще, во-первых, воспитание потомка до такого возраста, когда тот сможет существовать самостоятельно; во-вторых, передачу ему культуры, то есть информации, без которой наш вид не жизнеспособен; в-третьих, поддержание и развитие общественного строения. Отсюда явствует, что потенциально человек — долгожитель, ибо его организм эволюционно рассчитан на решение всех этих задач. И существует достаточно свидетельств, что для человека, занятого решением оных задач, естественная смерть вообще не является жестко запрограммированным событием и наступает лишь в результате накопления организмом неисправимых "поломок". Однако есть достаточно твердые основания утверждать, что существуют механизмы самоликвидации человека, нарушающие естественный процесс.

Человек — существо в высшей мере социальное. Каждый из нас зависим от окружающих людей и от общества. Как показывает практика гипноза, один человек может не только внушить другому те или иные действия, но даже изменить у него течение физиологических процессов. Еще более велика сила приказа внутреннего. Если по каким-либо причинам в человеке раздается приказание "умри!" — он либо кончает жизнь самоубийством, либо умирает от одного из стремительно развивающихся смертельных недугов. По всей видимости, в большинстве случаев именно подобный "приказ", отданный себе в той или иной форме или полученный в завуалированном виде со стороны социума, запускает механизм антропоптоза — самоуничтожения человеческого организма.

Термин "антропоптоз" образуется от двух греческих: anqrwpoV — человек
и ptwsiV — падение, гибель, умирание. Им я обозначаю явление, аналогичное апоптозу — одному из наиболее изученных видов запрограммированной гибели клеток (от греч. apo — в сложных словах означает окончание действия и ptwsiV — гибель, умирание). Апоптоз — самоликвидация клетки, генетически контролируемый процесс, который могут запускать различные внешние и внутренние факторы.

Апоптоз — явление нормальное, оно обеспечивает обновление клеточного  состава, необходимое для сохранения здоровья и долголетия организма.

Антропоптоз тоже запрограммирован, но — иначе. Причина его — потеря человеком своего предназначения.

Одним из основных факторов антропоптоза является психосоциальное лишение духовного лица его должности, а сейчас оно широко используется для обозначения состояния лишения, утраты человеком чего-то очень важного, необходимого. Мы знаем, что лишение воздуха, воды, пищи ведет к быстрой гибели человека. Лишение сна почти столь же губительно. Гораздо менее очевидна потребность человека в постоянном информационном взаимодействии с внешней средой. Насколько эта потребность является значимой, было установлено в середине XX века учеными из американского Университета Мак-Гилла и подтверждено последующими исследованиями: для нормального функционирования мозга ему необходима постоянная сенсорная стимуляция.

О значении для человека социальных контактов наиболее красноречиво свидетельствуют истории детей, выросших в отрыве от человеческого общества. Ни в одном из таких случаев не удалось развить в человекообразном существе истинно человеческих качеств. И это показывает, что социальная стимуляция, постоянный контакт с другими людьми — обязательные факторы нормального развития человека, а социальная депривация — весьма значимое лишение для него. С социальной депривацией сталкиваются люди разного возраста и по разным причинам. Почти всех она касается, например, после выхода на пенсию, когда прерываются производственные связи и возникает ощущение ненужности. Для узников тюрьмы изоляция от общества — испытание не легче, нежели испытание голодом, жаждой или болью.

В связи с явлением антропоптоза мы будем говорить о психосоциальной депривации — это состояние, при котором человек волею тех или иных обстоятельств лишен возможности осуществлять свое предназначение. Следует обратить внимание на то, что психосоциальная депривация не тождественна депривации социальной. Например, отшельник, то есть человек, для которого высшим символом надындивидуальной организации является Бог, самоизолируясь от общества, фактически усиливает связь с ним, так что никакой психосоциальной депривации у него нет. К сожалению, ситуация с отшельником практически уникальна и куда больше примеров прямо противоположного свойства, когда очевидные признаки социальной депривации отсутствуют, а психосоциальная депривация — в наличии. И тогда остро ощутимая утрата возможности быть полезным, получать знаки признания своей полезности запускает механизм антропоптоза...

Далее рассматрим лишь некоторые принципиальные факторы возникновения антропоптоза: культ наживы, образ врага и индивидуализм.

Культ наживы. Сейчас многие люди заняты обогащением столь самоотверженно, что само их бытие, сводясь к накоплению, стало противоречить естественному предназначению жизни. Нормальная человеческая жизнь во многом альтруистична — значительная доля сил идет на осуществление родовой функции, соотносится с интересами рода: своей семьи, народа, страны; в пределе — с интересами всего человечества и служением Высшему (если человек — верующий). Культ наживы, приоритетная приверженность принципу лично "иметь" ("накапливать") явно противоречит этому. Сколь нелепо подобное положение, убедительно показано в работе одного из самых авторитетных психологов прошлого века Эриха Фромма — "Иметь или быть?" Вот что он пишет в этой знаменитой книге: "В обществе, где высшей целью является цель "иметь" — и "иметь" как можно больше, где о человеке говорят, что он "стоит миллион", — какая же в таком обществе может быть полярность между "иметь" и "быть"? Напротив, создается впечатление, что сама суть и смысл бытия состоит в том, чтобы обладать чем-либо. То есть кто ничего не имеет, тот ничего собой не представляет (тот и не существует)".

Нынешнее социальное устройство, незащищенность целых слоев общества усугубляет приоритет "иметь" перед "быть". Но как только человек переходит в режим бесцельного выживания, возникает риск антропоптоза. А что потом?

Образ врага. Апологеты существующего общественного строя, отстаивая его принципы, указывают на особую социальную ценность конкуренции, которая якобы сводится к соревнованию. Безусловно, конкуренция сильно ускоряет прогресс. Но ведь в сущности это никакое не соревнование, а столкновение и борьба, которая по мере ожесточения становится "битвой не на жизнь, а на смерть", превращаясь во всеобщую войну, когда и каждый человек, и социальные классы, и народы видят в другом врага. Но человек, испытывающий пусть даже подспудную ненависть к другим, неизбежно агрессивен и в отношении самого себя. Образ врага — субъективная реалия, то есть является неотъемлемой частью того, в чьем сознании складывается этот образ. При этом чем больше ненависть к противнику, тем больнее она бьет по человеку, предающемуся этому чувству. А ненависть к неявному противнику бьет еще сильнее, ибо ближайшим другим для каждого человека является его собственный организм. Ведь как субъект человек фактически ограничен своими рецепторами, и, следовательно, для него большая часть его тела — не что иное, как внешний объект.

Сейчас, в ситуации всеобщей ненависти, вроде бы самое время вспомнить заповедь Христа: "Любите врагов ваших...", Матфея 5:44. Однако она, к сожалению, практически бессильна и ставит следующего ей в уязвимое положение в конкурентном мире, где действует принципиальная установка на борьбу, на агрессию. В такой ситуации следование заповеди "Любите врагов ваших" создает риск запустить антропоптоз... Но христианская заповедь "Возлюби ближнего твоего, как самого себя", Матфея 22:39, — заповедь на все времена. Она гармонирует с жизнеутверждающей родовой функцией.

Индивидуализм. Эта психологическая установка ставит своих приверженцев в положение одиночек, которые не могут удовлетворить естественную человеческую потребность в сопереживании и любви. Проповедь индивидуализма (под маской свободы!) — весьма распространенный способ защиты от угрызений совести. Если человек признает в другом человеке своего брата и любит его, он не может действовать ему во вред — производить опасные для здоровья, сильно денатурированные продукты, развращать, травить алкоголем, табаком, наркотиками... Индивидуализм же как идеология позволяет все это: "Каждый отвечает лишь сам за себя!" Одним он позволяет ради корысти вредить, другим — становиться жертвами... То, что индивидуализм в корне противоречит предназначению человека, вполне очевидно.

В наше время происходит массовая гибель людей — от инфарктов, инсультов, злокачественных опухолей, ослабления иммунитета. В основе этих болезней — антропоптоз. И каждому жизненно важно ясно осознать, что в действительности мы — не одиночки, а существа в высшей мере социальные, и что поэтому жизнь следует строить на принципах коллективизма и любви.

Образ жизни индивидуума должен, конечно, соответствовать особенностям возрастной стадии развития. Однако, с точки зрения психолога, не слишком важно, молод человек или стар, гораздо более важен вопрос, заполнены ли его время и его душа тем делом, которому данный человек может посвятить в данный момент свою жизнь... решающим является вопрос, который заключается в том, пробуждает ли эта деятельность в человеке.

Сильное желание быть — быть для кого-то или для чего-то". В условиях системного кризиса коммерческой цивилизации, чтобы избежать антропоптоза, надо защититься, во-первых, от запускающих его социальных факторов, во-вторых, преодолеть опасность психосоциальной депривации. Иначе говоря — вывести себя за пределы кризисной социальной структуры и найти свое место в нарождающемся новом обществе. Человек — существо до мозга костей социальное, поэтому он не может и не должен быть одинок. Вот что написано на сей счет в одном из конфуцианских трактатов: "Учитель сказал: человеколюбивый человек не останется одиноким, у него обязательно появятся близкие ему (по духу)".

Вообще же созидание нового типа общности людей — одна из магистралей здоровых усилий каждого, кто устремлен в Будущее. На смену нынешней рыночной цивилизации идет цивилизация, основанная не на торговле и ненависти, а на сотрудничестве и любви. Ищите свое место в этом зиждительном процессе!

"Наука и Религия"
Просмотров: 5673