Пт, 19 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Познание Гипотезы Число "три"
Строить, построить, выстроить — эти слова мы употребляем очень часто. Они вызывают в нашем воображении кирпичи, доски, цемент, возведение дома, дворца, храма... И мало кто знает, что слово "строительство" имеет прямое отношение не только к зданиям, в частности, церковным, но и к Пресвятой Троице. Какое же? Об этом и поговорим.

На одной знаменитой картине Васнецова — три богатыря, на другой — витязь на распутье трех дорог: налево поедешь, направо поедешь, прямо поедешь... До трех раз прощали, но уж если кого проклинали, то — трижды и звали "треклятым". Говорили: "двое третьего ждут, а уж семеро одного — нет", "беда беду родит, а уж третья сама бежит".  Катались на лихих тройках, продавали (и продают) втридорога, целовались (и целуются) троекратно.

Люди издавна говорили: "Помни три дела: молись, терпи, работай". И молились Трисвятому: "Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!"

А вот некоторые "троичные" обряды. 31 декабря, накануне Нового года, в старину непременно лепили трех снежных баб. Пар от снежной "троицы", считавшийся целебным, поднимался к небу, где ярко сияло созвездие Ориона. Пояс Ориона из трех звезд символизировал триединство, каждая из звезд величалась "царем".

Весной также прибегали к помощи священного числа: пашню "троили" — трижды перепахивали, чтобы урожай был хорошим: "у нас пашня троится, а то больно травой зарастает". Веревку обязательно утраивали по толщине — для надежности. Вилы — и те были "тройчатки", раньше их называли "троезубом" или "трезубом".

В русских народных сказках герой часто отправляется за тридевять земель в тридесятое царство, то есть очень далеко. Нетрудно заметить, что и тут присутствует "тройка": 3х9 и 3х10.

Больше того, мы всегда чувствовали, знали, что удачно примененная, даже давно забытая народная поговорка влияет на собеседника более действенно, чем целый каскад фраз. В чем дело? В том, что поговорка — не просто удачный набор слов, а целый пласт информации, потому он и проникает глубже обычных ситуационных слов. То же самое можно сказать и о правильно написанной и понятой всеми букве — как символе.

Идея троичности легла и в основу нашей азбуки. Представьте (это совершенно естественное предположение), что написание букв алфавита заключает в себе некий символ, который содержит информацию о чем-то невероятно важном. Ведь символ обладает универсальной смысловой "емкостью", превышающей в сотни раз возможности известных и употребляемых ныне слов. Эти знаки похожи на компьютерные хранилища, но их при всем желании невозможно "вырубить", ибо они — в начертании.

Жил в IX—X веках болгарский монах Черноризец Храбр. Он утверждал, что азбука, которой пользовались славяне до принятия христианства, состояла из черт, резов и коловратья. Любая черта, рез или другой знак представляли собой символическое отображение окружающего мира на плоскости. Горизонтальная черта — линия уровня, горизонта. Вертикальная черта — линия спуска, вертикали. А колесо, Солнце, семя изображались в виде круга. Исходные знаки-символы соединялись. Например, горизонтальные черты на разных уровнях (нижнем и верхнем) плюс вертикальная черта сбоку образовывали символ "ё" (трансформировавшийся в "С"), что означало объединение двух уровней. Что это за уровни? Какие жизненные процессы они отражают?

Многие религии признают и проповедуют триединство Божественного и человеческого мира. Христианская Троица — этот Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой. Индийское Тримурти — Брахма-творец, Вишну-хранитель и Шива-разрушитель. Китайские триграммы основаны на символике диады инь—ян и возникновения сочетающего в себе эти два начала третьего. У буддистов есть понятие Триратна, три сокровища — Будда, Дхарма (его учение) и Сангха (община верующих, которые им следуют). У кельтов — три Бригиты (Бриджиты). У греков — три Хариты и трехликая богиня волшебства Геката. У славян — Тригла (Триглава), богиня земли...

Соединенная со славянскими традициями православная идея триединства закрепляла в народной памяти необходимость строгого соблюдения этого принципа во всем. Как много было построено на Руси храмов во имя Святой Троицы! Построено для памятования всеобъемлющего принципа тройственности. Не только для человека — единства тела, души и духа, но и для сооружения: ведь привычное, примелькавшееся, потерявшее для большинства из нас изначальный смысл слово "строить" говорит о том же: для создания любой вещи необходимы архетип (идея, схема, как некое духовное качество), энергия и материя. Строить — значит объединять эту троицу воедино.

Да, недаром говорят на Руси: "Бог любит троицу". И праздничный трезвон колоколов мелодично напоминает людям о триединстве.
Просмотров: 3959