Пт, 19 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Познание Вера Молитва одиночества
Хотя многие читатели считают Антуана де Сент-Экзюпери лишь талантливым сказочником, с каждым годом растет число тех, кто видит в нем мудрого философа и стремится донести до нас его идеи через переводы или лекции.

Божественный гнозис, приводящий людей к самостоятельности, к бытию, исполненному достоинства, соответствует пониманию русской народной мудрости: "Бог-то Бог, да будь и сам не плох". Именно такие люди могут создавать нечто на земле, сотворчествовать Богу; "тварь дрожащая" может лишь ползать в пыли дольней и корчиться от страха.

Именно потому, что дальнейший прогресс (английское progress - путь к благой цели; здесь - возвращение на круги своя древнейших цивилизаций) возможно осуществить руками "человека прямоходящего", "ползуны" обречены на вымирание. Но и система жизни человека нового типа должна строиться по ноосферным, а не биосферным законам, то есть на основе развертки вовнутрь. Эзотерическое предание говорит о шести миллиардах людей как о критическом числе экипажа космического корабля, называемого Землей. Уже появились первые симптомы "стряхивания" лишней массы (озоновые дыры, СПИД): Небесная Иерархия дает понять, что человечеству пора переходить от количества к качеству, от зоологии - к высшим гуманистическим ценностям.

Когда, пробираясь через тела спящих вповалку в вагонах польских эмигрантов, Антуан де Сент-Экзюпери размышлял о судьбах мира в периоды катастроф, его тревожила одна мысль: в конвульсиях этой человеческой массы "может погибнуть Моцарт".

Что же создает из "массы" Моцарта? Та глубинность, которой начинают обладать предметы и вещи, окружающие человека. Высушенная кость - ничто; она же с нанесенной на нее схемой лунных фаз, сатурническим календарем - емкий источник информации. Таким образом, превращение деревянной колоды в скрипку Страдивари является универсальной моделью пути земного развития под водительством человека. Пути от тупой предметности к тончайшей восприимчивости космического резонатора, способного сообщаться со всей Вселенной.

Мысль человека, при помощи которой он осуществляет свободную трансмиссию внутри космического пространства, должна иметь полигоны, тренировочные площадки, взлетные полосы и тоннели разгона. Концентрация человечества в местах проживания и само его численное увеличение (без агрессивного уничтожения слабейших) возможны только за счет увеличения внутреннего умозрительного пространства, пространства культуры.

Пространство культуры - это "дикое" пространство Мироздания, обихоженное человеком-творцом с деликатностью и обстоятельностью, эталоном которых служат японские сады и соловецкие озера.

Но возникают и негармонические сочетания. Жажда совершенствования уводит человека от "скуки" гармонии к страданию драмы. Ибо "познание и любовь одно, и страдание мера их". А человек в любви ненасытен и жаден. Он уязвлен бесконечностью Творца и культивирует ее в себе безудержно. Да и как можно определить меру в любви? Должно же быть в мире хоть что-то безмерное.

Вот почему пространство культуры есть своего рода веревочная лестница, запеченная в каравай, предназначенный узнику в одиночке!

Гениальный иллюстрацией этому служит Молитва Одиночества из "Цитадели" Антуана де Сент-Экзюпери:

Сжалься надо мной, Господи, так тяжко мне мое одиночество. Мне некого ждать. В этой пустой комнате мне не с кем сказать ни слова, и не о визитерах взываю я - в толпе я еще потерянней. Но такая же одинокая рядом в такой пустынной комнате счастлива тем, что где-то в этом же доме обитают те, кого она любит. Она не слышит их и не видит. Здесь и сейчас она ничего не получает в ответ. Но все, что нужно для ее счастья, - это знать, что дом ее обитаем.

Господи, я не прошу Тебя ни о чем видимом или слышимом. Твои чудеса слишком возвышенны для простых чувств. Но исцели меня, Господи, просветив, где же мое пристанище.

У путешественника в его пустыне все же есть, Господи, его дом, с которым он связан незримо, даже оставив его на самом краю света. И чтo ему расстояние: если он умирает - он умирает в любви... Я не прошу тебя, Господи, чтобы мое жилище было поблизости.

Путник заметил лицо в толпе, и вот оно превращается в лик лишь для него одного. Так же и солдат, влюбленный в свою королеву. Он становится воином королевы. Я не прошу Тебя, Господи, чтобы обитель моя была мне обещана.

По просторам морей рыщут искатели, сжигаемые страстью к острову, которого нет. И они поют, эти навигаторы, песнь об острове, и они исполняются веселия. Не остров дарует им счастье, а песнь. Я не прошу Тебя, Господи, чтобы обетование мое было где-то на самом деле.

Одиночество, Господи, плод нездравого духа. Оно не гнездится ни в чем отдельном, но лишь в смысле вещей. Так же и храм, который есть смысл камней. И нет иной цели на свете. Не предметы рождают радость, но единственный Образ, к которому ведут все следы на просторах, где еще не ступала нога человека.

Верни мне простоту, которая учит читать. Тогда, Господи, кончится мое одиночество.
___

Так где же начинают концентрироваться силы верных, преодолевших одиночество, где собирается духовное братство? В пространстве культуры. Именно оно объединяет силы Света, именно оно создает единое человечество. Соком смысла (термин Антуана де Сент-Экзюпери) обладает только духовность; все прочее - "слова, слова, слова..."

"Наука и религия"
Просмотров: 7829