Пт, 19 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Познание Вера Манускрипт о трех царях

Осенью 1819 года Гете обнаружил в библиотеке города Иены старинный манускрипт. Он не сразу расшифровал его, а когда это наконец удалось, он написал своему другу - знаменитому коллекционеру Сульпицу Буасере, жившему в Кельне, что нашел "подлинно поэтический памятник с легендой о трех святых царях и о их звезде - от исхода сынов Израилевых из Египта до установления в Кельне почитания их останков". Автором этого произведения был немецкий монах-кармелит Иоанн Хильдесхаймский, доктор теологии и профессор во времена Папы Климента VI (между 1342 и 1352 годами), выдающийся богослов, философ и поэт, настоятель монастыря в Мариенау. Умер в 1375 году.

Книга "О трех святых царях" Иоанна Хильдесхаймского - уникальное творение. Дело в том, что автор пользовался неизвестными ныне месопотамскими, а может быть, даже индийскими первоисточниками. Эти "восточные книги" во времена крестовых походов находились в Акре (Аккон) - портовом городе близ Иерусалима. Акра, один из оплотов крестоносцев, пала в 1291 году, незадолго до времени Иоанна Хильдесхаймского.

Манускрипт, обнаруженный великим поэтом, разумеется, был написан на латыни. На немецкий его перевел молодой поэт Густав Шваб. Он же подготовил рукопись к печати в адаптированном изложении и издал ее в 1821 году. Впоследствии книга не раз переиздавалась.

В 1998 году она была переведена на русский язык и вышла очень скромным тиражом в издательстве "Энигма" (Иоанн Хильдесхаймский. Легенда о трех святых царях. Перевод с немецкого А.Ярина). По этому изданию и подготовлен предлагаемый вашему вниманию материал.

История о трех святых царях начинается от пророчества Валаама1, жреца мадиамского... Сей Валаам  среди многого прочего сказал: "Восходит звезда Иакова, муж рождается от Израиля, он же восцарствует над всеми язычниками, как о том подробнее рассказано в Ветхом Завете".

О том, как двенадцать были возведены на гору Фаус

И нашлись люди, что согласились денно и нощно ждать и стеречь звезду, о коей пророчествовал Валаам. Долго она не являлась; и чем дольше они ее ждали, тем более росла молва о той звезде, и ширилась день ото дня среди жителей Индии и халдеев, и тем сильнее горели они надеждой ее увидеть.

Теперь надлежит вам узнать, что в те времена халдеи и греки весьма наторели и преуспели в наблюдении за ходом небесных светил, так что даже служанки у них знали толк в искусстве гадать по звездам и планетам; и до сих пор в землях Востока и по ту сторону моря они искусны в оном деле, в особенности же их цари и князья.

Персидский царь Кир, завоевав Вавилон, приказал переписать и перевести все книги иудеев (находившихся там в плену. - Ред.) вкупе с пророчествами Исаии, Иеремии, Даниила, Михея, Валаама и других с еврейского языка на халдейский.

Хотя персы и халдеи были язычниками, они поверили всему, что прочли в пророчествах и книгах иудейских, и не сомневались в том, что Господь Бог исполнит все обещанное своим рабам и пророкам. Того ради во всех своих землях и царствах выбрали они Двенадцать особливо умудренных в искусстве, называемом астрономия, и дали им много золота и прочей дани; если же кто из них умирал, то заботились о том, чтобы заменить его столь же мудрым и разумным. И сии Двенадцать сидели на горе Фаус и должны были в очередь наблюдать и высматривать ту звезду. При чистом воздухе с ее вершины можно усмотреть такие редкие звезды, которые снизу не видны.

Та гора выше всех других гор Востока, и на самой ее вершине есть маленькая площадка, по ширине в самый раз для прекрасной часовни, которая на ней стоит. И гора эта столь крута, что пришлось выбить в ней множество ступеней для подъема; по склонам же дивно и прелестно поросла кореньями и душистыми травами, благородными деревьями и растениями.

На той часовне стоит высокий каменный столп, построенный весьма искусно, а на том есть золотая звезда, которая поворачивается по ветру, днем же сияет и сверкает в солнечном свете, а ночью - в лунном. И еще много разных чудес рассказывают про ту гору.

Как над горой Фаус взошла здвезда и каков был образ той звезды

Когда Христос, Бог и человек, родился в пещере вифлеемской, в ту же ночь всемогущий Бог, Который всечасно находится рядом с теми, кто во истине Его призывает, поднял в небо звезду, о ней же пророчествовал Валаам, и ее с великим упованием долгие годы ожидали двенадцать звездочетов, снаряженных на ту гору от иудеев и халдеев. Тогда и увидели они звезду, сияющую подобно солнцу и освещающую своими лучами свод неба. Она тихо поднялась, встала над горой Фаус и целый день пребывала над нею недвижимо.

Когда же солнце взошло на полдень, то сияли они, звезда и солнце, одинаковым светом на небе. Образом же своим сия звезда походила на те, что делают в тамошних храмах, а не на те звезды, что светят теперь, ибо она испускала из себя весьма длинные лучи, подобно горящему факелу; и как орел летит, рассекая крыльями воздух, так же бурно разлетались и лучи той звезды. И сверх того оная звезда имела на себе образ Младенца и знак святого Креста, из средины же ее раздался голос, сказавший: "Ныне родился Царь Иудейский, упование язычников, Который восцарствует над ними. Встаньте и разыщите Его, дабы Ему поклониться".

Как стали приготовляться цари, завидев звезду

Между тем трое святых царей, правящих в землях Индии, Персии и Халдеи, быв извещены о восхождении той звезды и уведомлены о дозорных, поставленных для нее, и о пророках, весьма обрадовались, что при жизни сподоблены видеть ту звезду, которая издревле была возглашена и с упованием ожидаема всеми народами. Посему когда сии честные и достославные цари, коих державы столь далеко удалены одна от другой, узнали о той звезде, то каждый, ничего не ведая об остальных, пустился в путь с превеликой пышностью, с жертвами и дарами, в богатых и дивных царских уборах, на лошадях, мулах и верблюдах, имея за собой великую и славную свиту; и столь дивно и благородно все это было устроено, дабы им разыскать новорожденного Господа и Царя Иудейского и поклониться Ему, как о том было сказано и повелено голосом из оной звезды. И потому еще наряжались они столь величаво, что прознали в Родившемся царя большего, нежели они сами. Его хотели они отыскать и Ему поклониться. И всю несметную поклажу свою послали они впереди себя, а с нею коров и овец; также и постели их и все надобное им самим и всем бывшим с ними везли на подводах вереницы верблюдов и прочей упряжной скотины.

Трое сих досточтимых царей прибыли каждый из страны, называемой Индиею. А надлежит вам знать, что на свете существует три Индии...

В первой Индии была страна, по-иному же царство, именем Нубия. Во время Рождества Христова правил там царь Мельхиор, который поднес Господу в дар золото...

Во второй Индии было царство, называемое Годолия; в дни, когда родился Христос, правил там Бальтазар, который принес Господу в дар ладан. У сего царя, среди прочих владений, было древнее царство Сава, более других стран Востока изобилующее всякими благородными зельями; ладан, подобно смоле, бежит там прямо с деревьев, а в других землях почти ничего о нем не знают.

В третьей Индии было царство именем Фарсис, и там во дни Рождества Христова правил царь Йаспар, который поднес Господу в дар смирну. В числе прочих земель владел он славным островом, называемым Эгрискулла, на коем покоятся останки святого апостола Фомы. Тот остров отличен перед остальным светом обилием растущей на нем смирны...

И вот, по великому предусмотрению и определению Божию, случилось, что трое досточтимых царей, Мельхиор, Бальтазар и Йаспар, получили свои имена по названиям тех земель, в коих росли дары, после принесенные ими Господу, а не по названиям самых обширных своих владений - и так исполнилось древнее предсказание пророка. Ибо Давид сказал по внушению Святого Духа: "Цари Фарсиса и островов поднесли тебе дань; цари Аравии и Савы принесли  дары. Имена же их великих царств истребятся". Ибо в те времена достославные цари брали себе имена по какой-нибудь части своих владений. Так, Мельхиор назывался царь Нубии и Аравии, Бальтазар - царь Годолии и Савы, Йаспар - царь Фарсиса и острова Эгрискуллы. И царство Фарсис было названо по имени острова, на коем оно лежало, чтобы отличить его от других стран и островов, бывших рядом. Те же имели свои собственные имена.

Как трое царей выехали каждый из своей страны и как прибыли они в Иерусалим

И вот, как о том уже было сказано, сии цари приготовили для похода сокровища, богатые наряды, собрали пышные свиты и покинули свои пределы, каждый ничего не ведая о замысле и намерении других, ибо весьма далеко друг от друга лежали их царства. И однако же та звезда вела каждого из них своим путем, вместе с ними трогаясь с места и останавливаясь вместе с ними; по ночам же являлась она им, но не как луна или простая звезда, а светилась ярко и сияла, подобно солнцу в зените, и освещала им все пути. И во всех городах и весях, где только они ни проходили (а путь был свободен везде, ибо в то время был мир на всей земле, какого прежде не знали), повсюду ночь для них превращалась в день. И все живущие там и населяющие города и веси, по которым они проезжали ночью, весьма дивились и пугались, ибо видели они царей с воинством и свитой и длинным караваном, для коих на всем пути ночь превращалась в день, и не знали, откуда они пришли и куда идут...

И каждый из них шел своим путем - по водам, пескам, горам и долинам,  по топким и страшным болотам, и ничто из того не стало для них преградой. И так оправдалось и осуществилось пророчество, гласящее: "Ухабы для вас разгладились, и крутизны уровнялись". И ни днем ни ночью не становились они на отдых, и нигде не искали приюта - ни сами они, ни те, кто с ними...

И время, протекшее в пути, показалось им за один день. Всего же были  они ведомы Богом и тою звездой тринадцать дней с того дня, как родился Господь, и наконец пришли в Иерусалим...

Сколь удивительна краткость и быстрота того путешествия, о том пишут  во многих книгах. Некоторые говорят, что они скакали на верблюдах, ибо эти животные весьма быстры в беге, и лишь потому успели они за столь короткое время добраться до Иерусалима и Вифлеема.

Нам же не следует забывать сказанного в проповеди святого Георгия: "Если бы человеческий разум мог постичь Божии деяния, то не было бы в них ничего, достойного удивления". И в другом месте: "Не нужна была бы и вера, когда бы человеческий разум мог постигнуть дела Божии".

Как три царя в Иерусалиме сделали привал в тумане

И вот, лишь только трое досточтимых царей, каждый со своим караваном и со своею свитою, приблизились к Иерусалиму на расстояние двух миль, как опустился на землю густой туман и надвинулся сумрак и скрыл звезду. Ибо все сие задолго было предсказано пророком Исаией, сказавшим: "Восстань, светись, Иерусалим; ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы".

И пришел Мельхиор, царь Нубийский и Аравийский, сначала к горе Кальвария2, на коей после был распят Христос, и сделал привал посреди тумана и тьмы. Гора Кальвария по природе своей была скалистой и имела двенадцать уступов, и на сей самой горе бывали казнимы разбойники. И на ней же единая дорога расходилась на три стороны. И вот там-то царь Мельхиор и кто был с ним сделали привал - во-первых, из-за опустившегося тумана и тьмы, а во-вторых, потому что он не знал дороги.

И как скоро он расположился на отдых, вошел в тот же туман Бальтазар, царь Савы и Годолии, вместе со своим воинством, прибывший своей дорогой, и разбил лагерь под Масличной горой у небольшой деревни...

Как трое царей узнали друг друга, когда развеялся туман

И вот, как уже было сказано, двое царей, Мельхиор и Бальтазар, стояли лагерем посреди тумана и тьмы; и понемногу начал туман рассеиваться, и все просветлело вокруг. Но звезда на небе уже не горела. Когда же они увидели, что находятся неподалеку от Иерусалима, то и направились туда каждый со своим воинством, ничего друг о друге не ведая; и подошли они к перепутью у горы Кальвария, где три дороги сходятся в одну. И в то же место пришел и Йаспар, царь Фарсиса и острова Эгрискуллы, со своим воинством. И так сошлись трое сих досточтимых царей на одном перепутье.

И хотя ни единый из них никогда прежде не видел двух остальных, обнялись они и поцеловались все купно с великой радостью; и хотя говорили они на разных языках и наречиях, казалось им, что как бы на одном; и они поведали друг другу о причине своего прибытия и увидели, что все они едины в том, что пришли поклониться новорожденному Царю, и оттого с радостью и веселием еще более укрепились в своем намерении. Тем временем туман и сумрак рассеялись вовсе, и они увидели перед собою царский город Иерусалим, ибо солнце было уже высоко в небе. И они направились в сей город, хотя раньше о том не помышляли. Когда же они узнали, что это тот самый Иерусалим, который столь часто бывал их предками и халдеями осажден и разрушен, тогда возрадовались весьма, надеясь, что в сем-то городе и родился Царь, коего предстоит им обрести.

Когда же они внезапно и неожиданно вошли в город с великою силою, какая была при них, то началась в Иерусалиме сильная смута. Ибо караваны их и свита были столь велики, что город не мог их вместить, и потому большая часть прибывших расположилась за городской стеною, словно бы они осадили сей город и обложили его со всех сторон. Как то и было предсказано Исаией: "Достояние народов придет к тебе. Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото, ладан и смирну и возвестят славу Господа!.."

Почему трое царей сначала пошли в Иерусалим

Почему сии три царя сначала двинулись в Иерусалим, а не в Вифлеем, о том разные книги толкуют по-разному; многое написано на эту тему, обо всем не упомянешь. Но одна из причин в том, что царь Ирод, а с ним и весь Иерусалим, был приведен в смущение их приходом, ибо они увидели, что сии цари с их воинством были такие же, как те, что издревле, по изволению Божию, многажды приходили с Востока и от Халдеи и, осадив город, грабили его и изгоняли царей Иудейских. И что они пришли из далеких стран и земель восточных, чтобы поклониться родившемуся Царю Иудейскому, а поскольку Ирод был новообращенным и чужим на Иудейской земле и поставлен на царство от кесаря и римлян, то он убоялся, что будет изгнан, а вместе с ним убоялись иудеи, ибо о своем истинном новорожденном Царе, коему другие цари пришли поклониться, они ничего не хотели слышать.

Но главная причина была в том, что три царя потеряли звезду, ведшую их с Востока, потому-то и пришлось им войти в Иерусалим, о чем они раньше не помышляли. Ибо Иерусалим был царский город, в коем жили цари, книжники и законники, искушенные в толковании пророчеств и святых писаний. И все сие было предусмотрено, дабы иудеи и все, кто заранее знал о рождении Господа и о месте, где Ему должно было родиться, от сей поры уже не имели бы оправдания в своем богомерзком неверии и не могли бы отрицать Рождество Господне...

Как три царя вышли из Иерусалима,как они беседовали с пастухами

Уведав от Ирода и от мудрецов и книжников иерусалимских о месте, где родился Царь Иудейский, три царя вышли из Иерусалима вместе с воинствами и караванами своими, и тогда снова явилась им прежняя звезда и повела их в Вифлеем, что находится в двух малых милях пешего пути от Иерусалима. И пришли они к тому месту, где пастухам предстал Ангел Господень с воинством небесным; и когда проходили мимо, пастухи узрели ту звезду, и тотчас поднялись и пошли навстречу царям и рассказали, как явился им Ангел, осиянный светом, и возвестил рождение Христа. Цари же и все, кто был с ними, слушали их со вниманием и радостью, примечали слова и знамения, переданные пастухами, и с ликованием думали о голосе, что говорил им из той звезды, и нимало не сомневались в услышанном. Ибо есть книги на Востоке, в коих написано, что голос, слышанный тремя царями из той звезды, был тот же самый, каким Ангел возвестил пастухам Рождество Господне.

Как цари пришли в Вифлеем, следуя за звездой, и как подносили свои Дары

После сего, вручив пастухам много всяких драгоценностей и подарков, цари отошли от них вместе со своими караванами и направили путь в Вифлеем. И как оказались они вблизи Вифлеема, то облачились в царское платье и украсились со всею возможною пышностию; и чем ближе подходили они к Вифлеему, тем ярче, светлее и чище становился свет той звезды. И вот, выйдя из Иерусалима во втором часу, прибыли они в Вифлеем в седьмом того же дня и пошли улицею, которая зовется крытой3, в конце же ее была жалкая лачуга, а подле - земная впадина, пещера, вырубленная в скале наподобие маленького погреба, в коей родился Христос. И с того часу над навесом подле лачуги встала та звезда повыше глинобитной стены, оставшейся с прежних времен, и далее не пошла. И так сияла она и светилась ярко и разливала кругом себя столь сильный блеск, что самое место, где родился Христос, и кто был там, - все оказалось освещено тем светом. После звезда снова взошла на высоту и повисла неподвижно, свет же ее так и остался сиять в пещере, наполняя собою все то место.

А надлежит вам знать, и о том многажды было сказано, что сии три царя везли с собою, по царскому обычаю, всякие сокровища и богатые дары, дабы поднести их Господу; богатства же сии были те самые, что Александр, царь Македонский, сын царя Филиппа, оставил по себе в Халдее, Индии и Персии. И все богатства, привезенные царицей Савскою Соломону, и многоценные сосуды из царского дома и из храма Господня в Иерусалиме, вывезенные ее предками, когда халдеи и персы разрушили Иерусалим и окружные земли, и завещанные ей от родителей, а также и много других золотых и серебряных уборов, драгоценных камней и жемчуга - все сие трое царей собрали в своих царствах и владениях, дабы поднести Господу, и с торжеством свезли воедино.

В то время как трое царей разыскивали в Вифлееме Христа, чтобы поклониться Ему и поднести дары, было младенцу Иисусу по человеческому естеству от роду тринадцать дней; и лежал Он в яслях на сене, спеленатый ветхим платком, цветущее дитя видом. Подобно же и Мария, Его мать, как о том написано во многих книгах, была в полном цвете, лицом чуть смугла и, когда вошли цари, имела на себе простой голубой плащ, придерживая его левой рукою. Голова ее была покрыта льняным платком, сама же она сидела на краю яслей и правой рукою держала голову Младенца. И лишь только увидели цари младенца Иисуса, лежащего в яслях на жалком клочке сена, как о том еще прежде поведали им пастухи, и звезда осветила своим светом глинобитные стены и пещеру, где родился Христос, так что стояли они осиянные тем светом, словно в огненной печи, - тотчас сошли они со своих богато украшенных верблюдов и лошадей, отвязали привезенные дары и со смирением поцеловали землю перед яслями и руки Младенца. И отсюда пошел обычай в тех землях и держится по сей день, чтобы никому не являться пред очи султана или других царей восточных с пустыми руками и не поцеловав прежде земли у их ног...

И от того дивного света объял досточтимых царей страх и трепет, так что они вовсе забыли о дивных и богатых дарах, бывших с ними для жертвы Господу. И что каждому из них попалось в руку, то и стало их подношением. И так случились в руке у Мельхиора, царя Нубийского и Аравийского, тридцать золотых монет и золотое яблоко, и вот их-то и поднес он Господу с сердечным умилением. По нем выступил Бальтазар, царь Годолии и Савы, имея в руке жертву Господу - ладан, выбранный наугад среди его сокровищ. Последним был Йаспар, царь Фарсиса и острова Эгрискуллы, сей со слезами протянул Господу толику смирны на ладони. И столь великий страх и трепет овладел сими тремя царями, и так воспылали они сердцем, что забыли все слова, сказанные им Мариею, и ничего не запомнили, как только то, что она ласково наклоняла голову, когда кто из них протягивал свой дар, и возносила благодарение Господу. Золотое же яблоко, которое Мельхиор, царь Нубии и Аравии, поднес Христу вместе с золотыми монетами, прежде принадлежало великому царю Александру и величиной было не больше, чем можно охватить рукой, знаменовало же собою Землю; ибо Александр приказал отлить его из золотых монет, собранных со всего света, и носил его с собою повсюду; и как он силою покорил всю землю, так же держал он, обхватив, то яблоко в своей ладони. И оное яблоко, вместе с другими сокровищами, осталось в Индии, когда Александр покинул сей земной рай.

Но всемогущий Бог, как ни умалил и как ни унизил себя до падшей человеческой природы, не имел нужды в дарах и жертвоприношениях сих царей... И вот, оное золотое яблоко, по крупицам собранное со всего мира и отлитое, по гордыне, великим царем Александром, в мгновенье ока стало пылью и прахом, обратившись в ничто.

Что знаменуют собою дары сих трех царей, на разные лады толкуется во  многих книгах. Но почему Мельхиор поднес Господу яблоко, о том ведут много споров, знают же не все. Толк же в том, что яблоко кругло, и сия округлость означает бесконечность, ибо, не имея ни начала ни конца, она заключает в себе всю мировую сферу: высоту небес и глубину земли до самой преисподней, молнией обегая все земные пределы. И с той поры, как родилась христианская вера на Востоке, пошел обычай, чтобы кесарям и царям держать в руке золотое яблоко, и так ведется по сей день.

Но и о золоте, ладане и смирне, принесенных в дар Господу, во многих  книгах содержатся разноречивые мнения. Так, в иных говорится, что золото подано было Матери и Младенцу ради их бедности, ладан - против зловония, бывшего в хлеву, а смирна - дабы охранить Младенца от червей. Святой Фульгенций, однако, пишет, что сими дарами трех царей указаны во едином Христе Божественное величие, царская власть и человеческая смертность. Ладан означает здесь приношение жертвы, золото - дань кесареву, смирна - погребение усопших.

Мельхиор, царь Нубии и Аравии, принесший Господу в дар золото, был ростом из трех самый малый; Бальтазар, царь Годолии и Савы, - средний. Йаспар же, царь Фарсиса и острова Эгрискуллы, - высший, сам же - эфиоплянин, черный лицом, и в том никто да не усумнится. Ибо сказано у пророка: "Падут пред ним эфиопляне, и враги его будут лизать прах. И кто восставал на тебя, придут и поклонятся тебе у твоих подошв".

Как три царя один за другим обрели благую кончину и как вновь появилась звезда

Как скоро три царя достохвально и мудро все сие учредили, то отбыли они в город Скуллу, располагая провести там остаток своих дней. И в сем городе прожили они два года, как незадолго пред праздником Рождества взошла на небо новая прекрасная и дивная звезда. По сему признаку узнали цари, что близок час их благой кончины и что в скорости будут они призваны ко Господу. О том возвестили они всему народу и повелели построить для себя пышную усыпальницу в церкви, ранее ими возведенной по царскому обычаю. И на праздник Рождества Христова служили они торжественную мессу. На восьмой же день по Рождестве Мельхиор, царь Нубии и Аравии, ста шестнадцати лет от роду, завершив достойно святую литургию, склонил голову перед народом и мирно отошел ко Господу, словно бы сладко уснул. Тогда двое царей, а с ними князья, дворяне и остальной народ обрядили его тело в царское и епископское платье, положили в усыпальницу и, умастив благовониями, погребли по царскому обычаю.

И через пять дней после сего, в праздник Богоявления, Бальтазар, царь Годолии и Савы, отслужив торжественную мессу, подобно первому царю, сладко почил в Боге, было уже ему от роду сто двенадцать лет. И третий царь с князьями, дворянами и народом положили его тело в усыпальницу с первым царем, убрали его по-царски и совершили обряд погребения.

И на шестой день после сего Йаспар, царь Фарсиса и Эгрискуллы, ста девяти лет, отслужив с умилением святую литургию, поник головою и при всем народе мирно и сладко почил, отойдя ко Господу вослед за первыми двумя царями. Тогда благородные князья и владыки взяли его тело, желая, чтобы по царскому обычаю он был погребен рядом с теми двумя. Но едва вознамерились они это сделать, как те на глазах у всего народа раздвинулись немного, чтобы дать место своему возлюбленному собрату, и приняли его в середину. Так и по смерти не изменили они благородной приязни, что связывала их при жизни. И как сказывают в Индии, та дивная звезда, что взошла перед их кончиной, стояла неподвижно над городом Скуллой, покуда не перенесли их тела в Кельн.

О множестве чудес, сотворенных тремя царями по смерти

Бог, возлюбивший трех святых царей при их жизни, сподобил их великой чести и поклонения после кончины. Ибо если постигал кого недуг, болезнь или находило помрачение, или заточали кого в тюрьму, то - будь то человек мужчина или женщина, случись то на суше или на море, далеко или близко, - если призывал он к себе трех царей с сердечным умилением и верою, то Бог избавлял его от той напасти ради заслуг трех святых царей; и потому-то от дальних пределов, по морю и по суше, стекалось к их телам множество разного народа. И так знамениями, совершенными ими при кончине своей и после оной, еще более укрепили они ту веру, что проповедовали при жизни с блаженным апостолом Фомою. И тела их, облаченные в царские и епископские ризы, лежали в гробе не как мертвые, но как бы спящие и прекраснейшие, нежели были при жизни, и о том весь народ хвалил и прославлял Бога.

По прошествии долгого времени, когда христианская вера процвела в честном городе Скулле, как и в других землях и царствах восточных, тогда пришел враг рода человеческого и посеял куколь среди пшеницы, читай: в чистую веру христианскую бросил соблазн и ересь, так что останки сих трех святых царей уж не столь ревностно почитались, царства же их разрознились верою и воспылали ненавистью друг ко другу.

И с того времени плоть оных царей, кои прежде, как о том было сказано, оставались в нетлении, как бы погруженные в сон, начала блекнуть, увядать и рассыпаться, наподобие золы. Таковым-то образом жители Аравии и Нубии, Савы и Годолии, Фарсиса и острова Эгрискуллы, над коими владычествовали три святых царя, оказались разной веры. И посреди сего раздора в тех землях и царствах вновь стало возвышаться язычество и умножаться идолопоклонство.

И в толиком бедствии люди, кои рождены были в землях сих трех царей и жили в цветущем городе Скулле, ожесточились друг против друга из-за веры; и тогда три народа, частью из благоговения, частью из ревности, вынули останки своих царей из усыпальницы, ибо не хотели видеть их покоящимися среди своих недругов, и отвезли их каждый в свою столицу.

И на всем пути люди встречали трех царей, как прежде, когда возвращались они из Вифлеема, - громкими криками и ликованием, и благоговейно им поклонялись. И так разлучились они на долгое время.

Но как Господу было угодно, чтобы пшеница святой веры, столь долго заглушаемая куколем неверия (каковой посеян был врагом человеческого рода), но схоронившаяся в земле, несмотря на гонения и препоны, теперь, по миновании бурь и морозов, снова пошла в рост, - то в 312 году по Рождестве Христовом, милостию Божией и при многих чудесных знамениях, обращен был на Западе достославный кесарь Константин чрез святого Сильвестра в истинную веру и сподобился новой жизни. Мать же его, честная Елена, жила в то время на Востоке, зараженная и отравленная безверием, но затем была и она чудесным образом обращена к Богу...

Когда же честная Елена по изволению Божию чудесно обрела Крест Господень и гвозди, то построила она церковь на горе Кальвария, над самым святым гробом и над местом, где стояли три Марии и глядели на камень, отваленный от гроба, и над местом, где Иисус, говоря с Креста, поручил Свою Мать ученику, и над местом, где Он явился Марии Магдалине в образе садовника. Над сими и еще другими местами построила Елена прекрасную церковь, которая заключает в себе все названные места.

После сего пресвитер Иоанн с людьми, кои произошли из Нубии и потому  зовутся нубийцами, вырубили у подножия горы Кальварии часовню из скальной породы и освятили ее в честь трех царей и в память о Мельхиоре, царе Нубийском и Аравийском, сделавшем в оном месте привал посреди тьмы и тумана, когда разыскивал он Младенца Иисуса, дабы поклониться Ему. И сия часовня зовется у них нубийскою часовней трех царей, каковое имя сохраняется и по сей день. Однако сарацины замуровали у нее вход.

Как Елена отправилась в индию и обрела тела трех царей

Честная Елена с робкой надеждою вспоминала об останках трех святых царей, что принесли жертвы Господу, и отправилась в Индийские земли, кои в ту пору еще подлежали Римской империи, взяв с собою большую и вельможную свиту...

Отстроив заново разрушенные крепости в верхней Индии и заложив новые  и поставив туда служителей Божиих, начала она расспрашивать и тщательно исследовать, где находятся тела трех святых царей. И тамошние цари преподали ей в точности, каковы были царства, жизнь, дела и установления тех трех царей. И чрез то возгорелась она еще сильнее и стала крепче думать и прилежнее исследовать, где можно ей обрести их тела.

И всемогущий Бог, который всечасно находится рядом с теми, кто чистым сердцем его призывает, исполнил ее желание, и она чудесным образом получила тела Мельхиора и Бальтазара от патриарха Фомы и от владыки Индии, пресвитера Иоанна, купно и от других его князей и прелатов для прославления имени Божия и для совершения Божественной службы.

Что же до третьего, тела царя Йаспара, то оно пребывало во власти несториан, нечестивых еретиков, расплодившихся в царстве Йаспаровом. Последние, упорствуя во зле и ненависти, отреклись выдать тело, оказавши неистовое сопротивление. И спрятали его на большом и укрепленном индийском острове, называемом Эгрискулла, от коего Йаспар, царь Эгрискуллы.

Но святая Елена, имея у себя два тела тех царей и не желая, чтобы три честных царя долее оставались раздельно, отправляла к тем во множестве богатые посольства с поручением убедительно просить о сем деле и слала дивные дары и наконец добилась, что охранители того несторианского острова отдали ей тело святого Фомы, также находившееся в ту пору на сказанном острове. После сего она выдала им тело святого Фомы и взамен получила тело третьего царя Йаспара, который был эфиоплянином.

Как святая Елена перенесла царские тела в Константинопольский храм, и как трое святых царей из Константинополя были перенесены  в Милан, а из Милана в Кельн. Когда же тело Йаспара, царя эфиопского, перенесли, взявши с острова, к двум другим телам, то излился от них неизреченно сладостный аромат, так что даже и в отдаленных местах люди могли вкушать нежное благовоние.

И Елена приказала сделать богатый гроб и перенесла все три тела в греческую столицу, великий и дивный город Константинополь, основанный ее сыном, и сие совершила она с великой радостью и благоговением, и перенесла туда и другие реликвии, по разным местам ею разысканные и собранные. И народ, собравшись особо для такого случая, встретил ее, как подобает, с великими почестями: шествием и хвалебным пением. Все эти святыни поместила она в храме Святой Софии со всеобщего благословения...

В том храме Святой Софии стоит мраморный столп, на который водружена  конная статуя императора, обильно позолоченная; в левой руке, как приличествует , имеет она яблоко, в правой - скипетр, указующий на восток... И подле того столпа положила Елена тела трех святых царей в богато украшенные раки. И пока тела трех царей покоились в той церкви и в том городе, множество разного народа приходило к ним из разных стран, дабы смиренно и с умилением сердечным воздать им почести и поклонение. И всем, кто, разыскав их тела, сходился к сему месту, Бог оказывал великие милости и являл многие чудеса. Ибо всякий, кто призывал трех царей с верою и умилением, бывал по милости Божией избавлен от любых напастей, могущих случиться с ними на суше или на море.

Но как только скончались достославный кесарь Константин и честная мать его Елена и взошел на царство Юлиан Отступник, вновь воздвиглось безверие и идолопоклонство, и разразились гонения на верных свидетелей Христовых и продолжались долгое время. По окончании же сих начались во всем мире новые гонения - от еретиков и всяческих ложных учителей против истинно верующих христиан, и последние гонения были жесточе и горше прежних...

И во время всей этой смуты тела трех святых царей оставались в Константинополе без должного почитания. И за таковой грех Господь предал Грецию и Армению в руки сарацинов и персов, которые много разорений причинили этим землям. Но Маврикий, первый из императоров константинопольских, носивших сие имя, присоединил эти земли с их собственной помощью к Милану. Потом, как читаем в книгах, перевезены были тела трех святых царей, вместе с другими драгоценными святынями, из Константинополя в Милан,  где их с почестями и молитвой положили в особую церковь. И ради таковой заслуги Бог сотворил множество знамений и чудес, как оно случалось уже и ранее в других местах.

В год 1164 от Рождества Христова город Милан поднял восстание против  Фридриха, первого из императоров, носивших это имя. И тот обложил его, грозя разрушить. Тогда самые знатные и благородные люди города, втайне от остальных, взяли тела трех царей и спрятали в укромное место. Император же вскоре покорил и завоевал Милан. Прибывший к ним архиепископ Кельнский Рейнольд, оказав услугу одному миланскому вельможе, узнал от него то укромное место, где спрятаны тела трех святых царей и другие великие святыни. Объявив обо всем императору, Рейнольд  стал просить у него для себя тела трех святых царей и получил их. Затем сей архиепископ с подобающими почестями ввез тела трех царей вместе с остальными реликвиями в Кельн; там народ встретил их шествием и хвалебными песнями, и были они положены в церкви святого апостола Петра. И всемогущий Бог совершил ради них множество чудес и знамений, каковые продолжаются и поныне.

Как сарацины поклоняются образам трех святых царей

Все епископы, аббаты, священники как у добрых старых христиан, так и у еретиков, какой бы веры они ни были, во всех землях восточных читают после обедни Евангелие: "Когда же Иисус родился..." - но во всех местах читают они Евангелие на свой лад. Так, в Иерусалиме и во всей епархии иерусалимской читают: "Когда же Иисус родился в Вифлееме во дни Ирода, бывшего здесь царем, вот, пришли сюда цари с Востока и говорят..."

В Вифлееме же и в епархии вифлеемской читают так: "Когда же Иисус родился здесь во дни Ирода, бывшего царем здесь и в Иудее..."  Нубийцы же, индусы и солданцы читают по-своему: "Когда же Иисус родился в Вифлееме во дни Ирода, вот, пришли наши достославные цари с Востока из царств"...

...Надлежит вам знать, что сарацины, живущие по закону Моисееву, а также татары и турки - даже и те по-своему почитают святых царей. Ибо во всех пределах восточных и в подвластных им землях, где они разоряли христианские церкви, какой ни найдут они писаный или ваяный образ, всегда отобьют у него нос или соскребут ножом и всячески поганят его. Но если найдут образы трех святых царей, то не трогают их и ничего против них не чинят.

Также написано в книгах, что и иудеи берегут память о трех святых царях и почитают их. Однако поклоняются им тайно, как и вообще все они втайне толкуют и разбирают Писание и пророков. Ибо с тех пор, как трое святых царей пришли в Иерусалим, царский город иудеев, будучи приведены сияющим пламенем той дивной звезды, и как иудеи, искав, не нашли и в сем городе своего новорожденного Царя, с тех самых пор вошло у них в обычай, сохранившийся по сию пору, на главные праздники подвешивать над столом лампу серебряной или бронзовой чеканки, видом похожую на звезду, и она своим сиянием освещает весь дом. Ибо в их тайной книге, называемой Талмуд, записано, что иудейский царь, именуемый у них Мессия, еще не рожден...

О чудесах трех святых царей

...В восточных землях говорят и пишут о множестве чудес, произошедших в Кельне чрез трех святых царей, каковых чудес на самом деле не бывало. Так, пишут в книгах, будто та звезда, что перед их смертью взошла над городом Скуллою, потом явилась над горою Фаус и уже не пременяла места и не покидала той горы, пока тела их не были доставлены в Кельн, будто сия звезда, лишь только тела их прибыли в Кельн, воссияла ярче и прекраснее всех остальных звезд над сим городом и недвижно висит над ним по сей день. В сие верят также индусы и пишут в своих книгах, что над славной гробницей трех святых царей в Кельне висит огромная золотая звезда, образом подобная той, что явилась им при Рождестве Господнем, и будто ее отраженным светом, затепля от нее свечи, освещают изнутри церковь. Еще говорят в Индии и пишут о том в книгах, что правые руки трех святых царей, лежащих в Кельне, заключены внутрь других золотых рук, богато и пышно обложенных драгоценными камнями, и рука одного из них держит золото, другого - ладан, а третьего - смирну.  Еще говорят индусы, что гробница трех святых царей в городе Скулле, куда они по своей кончине были положены, пред тем как снова извлечены, стоит невредима, и от дальних стран и разных народов приходят к ней поклониться паломники с великим умилением, и Бог ради их заслуг творит там множество чудес и знамений. А золотая звезда, что взошла над тем местом в день их погребения, горит там по сей день.

Когда же индусы идут в Иерусалим и соседние с ним земли, то покупают  у паломников по сию сторону моря перстни и золотые монеты, кои касались тел трех святых царей в Кельне, и носят их с собою, и поклоняются им с умилением, и многажды их целуют, и утверждают, что много недужных исцелились от них по своей вере.

И многие паломники часто ходят от наших земель в те царства и берут с собою товары, которые там в дорогой цене, и среди прочего берут небольшого размера и редкостные драгоценности и говорят, будто они привезены из Кельна. А иные везут с собою землю и говорят, что она взята с кладбища одиннадцати тысяч дев в Кельне. И все сие, землю и драгоценности, привезенные из Кельна, индусы покупают у тех чужестранцев, приходя в гостиницы, де они стоят. Индийцы же, по их словам, весьма бедствуют от многих напастей и среди прочего - от ужасных болот и топей, наполненных жабами и червями. Но стоит бросить в такое болото или топь немного привезенной земли, как все жабы сразу начинают хрипеть и умолкают.

И о многих других чудесах, совершенных через трех царей и одиннадцать тысяч дев, рассказывают там и пишут в книгах. И потому среди тех, кто по разным надобностям идет из Индии в Иерусалим или соседние с ним земли, многие так и горят желанием продолжить свой путь до Кельна, опасаясь лишь морозов да чужих обычаев и нравов, и немало таких, что, пускаясь в путь, умирают по дороге или
возвращаются назад.

...И во всех племенах, языках и народах три святых царя отличены и прославлены за то, что были первыми среди язычников по вере, чистоте и непорочности своей жизни.

И не кто иной, как они, первыми начали трудиться в винограднике Господнем, каковой виноградник есть христианская вера, и были при начале Нового Завета, и призвали язычников от отдаленнейших пределов мира. И не иного кого, а их послал небесный наш Отец в виноградник, и они верно потрудились с раннего утра и до первого часа, а потом до третьего, а там и до десятого и одиннадцатого, и безропотно приняли в уплату за свой труд вечную жизнь.

О прославлении трех святых царей

Во всей истории Нового Завета не слыхано, чтобы кто-либо из святых столь чудесно и славно перенесен был от восхода солнечного и до заката, как трое святых царей, и, побывав в столь прославленных местах, под конец положен был бы в церкви города Кельна, который, без всякого сомнения, был для сей цели особо избран и назначен Божественным провидением. В сем городе нашли последнее пристанище три честных царя, первенствующие среди язычников и девственников...

Так радуйся же, честной город Кельн! Ибо по особой милости и провидению Божию украшен ты тремя святыми царями, первенствующими среди язычников и девственников, из-за них ты любим, почтен и посещаем народами земли и впредь будешь прославлен и поклоняем... И чем более будешь ты прославляем, тем громче да будет хвала твоя и благодарность Господу, и царям твоим, первенцам, и честным их служителям. Дабы быть тебе уверенным в день Страшного суда и дабы услышать нам вместе с тобою благое слово из уст всемогущего и непостижимого Бога: "Придите, имеющие благословение у Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от начала века!"

"Наука и религия"

Просмотров: 3905